Педагогический потенциал детского праздника Цени превыше всех открытий, Устои жизненные чтя, Три мира воедино слитых: Семью, учителя, дитя! Кениг Татьяна Владимировна учитель музыки, заместитель директора по ВР МОУ «СШ16»
Общие признаки детских праздников общими признаками, такими как абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника; свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений; необходимость каждому ребёнку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднике; разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, учитывающей природный календарь и структуру учебного года; коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны детских свобод; отсутствие принуждений и нарушений детских прав и свобод; наличие в праздниках народных глубинных традиций.
Мотивационно - потребностная сфера личности развивается: когда связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями; выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития» (Л.С.Выготский); проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; когда её влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распределяется на весь процесс.
Педагогические функции детского праздника мировоззренческая (формирование общечеловеческих идеалов, выработка ценностных предпочтений); коммуникативная(удовлетворение потребности детей в активном творческом взаимодействии в процессе общения); самореализация (на основе актуализации потребностно-мотивационной сферы ребёнка - реализация и развитие его способностей); просветительская (влияние праздника на познавательную деятельность детей, узнавание ими нового в разнообразных областях знания общечеловеческой культуры); Рекреационная (свободная, нерегламентированная игровая деятельность помогает ребятам снять напряжение, восстановит силы); Творческая (атмосфера эмоционального восприятия, увлечённости, переживаемая детьми во время праздника, содействует усвоению элементов творческой деятельности, их закреплению в сознании и поведении участников и оказывает влияние и на настоящую, и на последующую жизнь); Гедонистическая(реализуется природное стремление человека получать удовольствие и радость, дети наслаждаются разнообразными художественно - творческими элементами праздника).