Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 29 станицы Новотитаровской имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них Автор: Лашко Наталия Владимировна учитель русского языка, литературы и основ православной культуры МОУ СОШ 29 ст. Новотитаровской Динского района Краснодарского края
Лексическая разминка Что такое паронимы? Что такое паронимы? Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д. Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д. Невежа – гробый, невоспитанный человек. Невежа – гробый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный человек. Невежда – малообразованный человек. Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте. Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте. Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагиваюрий существа дела. Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагиваюрий существа дела.
Мини-тест В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) сов_ренный, зап_ггреться, р_туал 2) п_пепессимизм, об_речь, нав_вать тоску 3) вим_чить, отр_жжжение, аккомп_аниматор 4) без мол_ствовать, философф_ский, бесчу_ственный 1) сов_ренный, зап_ггреться, р_туал 2) п_пепессимизм, об_речь, нав_вать тоску 3) вим_чить, отр_жжжение, аккомп_аниматор 4) без мол_ствовать, философф_ский, бесчу_ственный В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? 1) они выглядятят_т хорошо; адрес_юрий письмо 2) голыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты 3) слышьь_щий удары; туристы закуп_т провизию 4) снежинки та_т; загсе_вшей поле 1) они выглядятят_т хорошо; адрес_юрий письмо 2) голыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты 3) слышьь_щий удары; туристы закуп_т провизию 4) снежинки та_т; загсе_вшей поле В каком ряду все слова пишутся через дефис? В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1) (Долго)играюрий, (пол)арбуза, (шеф)повар 2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный 3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь 4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный 1) (Долго)играюрий, (пол)арбуза, (шеф)повар 2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный 3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь 4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный
Мини-тест В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) соверенный, запеггреться, ритуал 2) пепепессимизм, оберечь, навевать тоску 3) вимочить, отражжжение, аккомпааниматор 4) без молвствовать, философффский, бесчувственный 1) соверенный, запеггреться, ритуал 2) пепепессимизм, оберечь, навевать тоску 3) вимочить, отражжжение, аккомпааниматор 4) без молвствовать, философффский, бесчувственный В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? 1) они выглядятятят хорошо; адресуюрий письмо 2) голышущиеся флаги; они часто ходят на концерты 3) слышььащий удары; туристы закупят провизию 4) снежинки тают; загсеявшей поле 1) они выглядятятят хорошо; адресуюрий письмо 2) голышущиеся флаги; они часто ходят на концерты 3) слышььащий удары; туристы закупят провизию 4) снежинки тают; загсеявшей поле В каком ряду все слова пишутся через дефис? В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1) Долгоиграюрий, пол-арбуза, шеф-повар 2) мало-помалу, кое-кто, северо-западный 3) изжелта-красный, полдома, куда-нибудь 4) всё-таки, вагоноремонтный, плодово-ягодный 1) Долгоиграюрий, пол-арбуза, шеф-повар 2) мало-помалу, кое-кто, северо-западный 3) изжелта-красный, полдома, куда-нибудь 4) всё-таки, вагоноремонтный, плодово-ягодный КЛЮЧ: 2, 3, 2 КЛЮЧ: 2, 3, 2
На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению? На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению? Как отличить союз от союзного слова? Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.
Группы СПП по значению СПП с придаточными определительными СПП с придаточными изъяснительными СПП с придаточными обстоятельственными
Алгоритм определения вида придаточного предложения 1) Нахождение грамматических основ, разграничение главного и придаточного предложений 2) постановка вопроса от главного предложения к придаточному 3) нахождение союза/союзного слова в придаточном предложении 4) определение вида придаточного предложения с помощью вопроса и союза/союзного слова
Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Виктор попросился в забойщики потому что он слышььал что это самая почётная профессия на шахте. Виктор попросился в забойщики потому что он слышььал что это самая почётная профессия на шахте.
СПП с придаточными причины и изъяснительным Виктор попросился в забойщики, потому что он слышььал, что это самая почётная профессия на шахте. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышььал, что это самая почётная профессия на шахте. [ ], (потому что…), (что… ). [ ], (потому что…), (что… ).
СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. Главное предложжжение Придаточное предложжжение 1-ой степени Придаточное предложжжение 2-ой степени
Работа с учебником: чтение правила на стр.86 Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др. Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др. В каком случае запятая между ними ставится? В каком случае запятая между ними ставится? Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК
Знаки препинания при стечении союзов Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться. Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться. [ ], (что, (если…), …) [ ], (что, (если…), …) Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. [ ], (что (если…), то…) [ ], (что (если…), то…)
Расставьте знаки препинания определите тип придаточных, составьте схему предложения Когда мы пришли отец показал мне окуней и плотиц которых он выудил без меня. Когда мы пришли отец показал мне окуней и плотиц которых он выудил без меня.
СПП с придаточными определительным и времени Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (Когда…), [ ], (которых…). (Когда…), [ ], (которых…).
СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению Главное предложжжение Придаточное предложжжение Придаточное предложжжение
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения. Я проснулся когда солнце ещё не встало когда природа была объята предрассветным сном. Я проснулся когда солнце ещё не встало когда природа была объята предрассветным сном.
СПП с придаточными времени Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном. Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном. [ ], (когда…), (когда…).
СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковими по значению - однородными Главное предложжжение Придаточное предложжжение Придаточное предложжжение
При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы. Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы. [ ], (когда…), (…), (…). [ ], (когда…), (…), (…). Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы. Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился. Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился. Он раздражителен и когда здоров, и когда болен. Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов. Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов. Вздрогнем если вдруг взметнётся птица или лось протробит вдалеке.
Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов. [ ], (как…) и (как…). [ ], (как…) и (как…). Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протробит вдалеке. [ ], (если…) или (…). [ ], (если…) или (…).
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ. Виды подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными Последовательное ПараллельноеОднородное
Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения 1. [ ], (как…), (как…), (как…). 2. [ ], (когда…), (чтобы…). 3. (Когда…), [ ], (…которого…). 4. [ ], (что…), (которые…). 5. (Когда…), [ ], (хотя…).
Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. 1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который) 2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…) 1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который) 2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…) 3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
1)Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который) (Как только…), [ ], (который) 2) Хотя было поздно, в комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…) (Хотя…), [ ], (которая…) 3) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…) (Когда…), [ ], (который…)
Подведение итогов урока Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете? Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете? В чём различие между однородным и параллельным подчинением? В чём различие между однородным и параллельным подчинением? Расскажите об особенностях пунктуации на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных. Расскажите об особенностях пунктуации на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных.
Синквейн 1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово, понятие, выраженное именем существительным; 1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово, понятие, выраженное именем существительным; 2 строка – два имени прилагательных; 2 строка – два имени прилагательных; 3 строка – три глагола; 3 строка – три глагола; 4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку; 4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку; 5 строка – вывод, резюме, выраженное одним именем существительным. 5 строка – вывод, резюме, выраженное одним именем существительным.
Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о СПП?» Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о СПП?»
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Литература Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008 Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова Русский язык. 9 класс - М.: Издательсво Экзамен, 2007 Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2006 т- М.: Федеральный центр тестирования, 2006 Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004 Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец Рус.яз. и лит. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1978