Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов» Основные задачи: дать характеристику участникам конфликта, проанализировать спор между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.
1.«Преобразования необходимы». 2. Биография «отцов» 3.«Сильный человек» Базаров. 4. Идейный центр романа. 5. Спор Базарова и Павла Петровича. Кто такие нигилисты? 6. Базаров и родители.
Рисуя путь Базарова и Аркадия Кирсанова в Марьино, И.С.Тургенев обращает внимание читателя на ужасающую нищету крестьянства накануне реформы: крошечные пруды с худыми плотинами, «деревеньки с низенькими избенками», «покорившиеся молотильные сарайчики».
Николай Петрович Кирсанов знает о новом законе и продает с «чужой» земли лес. «Готовятся» к реформе и крестьяне: они не проявляют былого трудолюбия, надеясь в скором будущем на легкую жизнь.
Описывая имение Кирсановых, И.С.Тургенев использует прием социального контраста: с одной стороны, господский дом отделан со вкусом, с другой стороны, крестьянские постройки вот- вот развалятся. То же самое мы видим в Никольском и Базаровке. И потому справедливым кажется вывод, к которому приходит Аркадий, оглядывая из кибитки родные места: «преобразования необходимы».
Страницы романа, посвященные прошлому Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, можно назвать обобщенной биографией «отцов». Очевидно, что их жизнь менялась в зависимости от внешних обстоятельств. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.
Возлюбленная Павла Петровича уехала из России – он вышел в отставку, узнал о ее смерти – поселился в Марьино. На первый взгляд Павел Петрович не похож на своего брата. Он умеет вести себя в обществе, даже в деревне следит за своей внешностью, однако на самом деле, его жизнь лишена смысла. Описывая героя после дуэли, И.С.Тургенев замечает: «его красивая, исхудалая голова лежала на подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Павел Петрович Кирсанов.
Николай Петрович сломал в детстве ногу – не пошел в армию, умерла жена – стал собираться за границу. И.С.Тургенев писал о том, что ему близка личность и судьба Николая Петровича Кирсанова: «Николай Петрович – это я, Огарев и многие другие». Вместе с тем писатель признавал неспособность подобных людей на решительные поступки, поэтому он вывел на страницы романа представителя другого поколения и других взглядов. Николай Петрович Кирсанов
Евгений Базаров – демократ по происхождению и убеждению. Он гордится своим дедом, который пахал землю, умеет общаться с простыми людьми и не боится никакой работы. «Базаров – сильный человек, - писал В.В.Набоков, - и перейди он тридцатилетний рубеж наверняка мог бы стать великим мыслителем, известным врачом или деятельным революционером».
Особые жизненные принципы делают невозможным существование Базарова с Николаем Петровичем и, особенно, с Павлом Петровичем Кирсановыми. Неопрятный вид и плебейские манеры университетского друга Аркадия с самого начала производят на Павла Петровича неприятное впечатление. Базаров, в свою очередь, с иронией смотрит на его отполированные ногти и щегольской костюм. Тайная неприязнь постепенно перерастает в открытый конфликт. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым становится идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.
Роль аристократии в русском обществе Павел Петрович видит в аристократии основную общественную силу. Её представители, утверждает он, обладают исключительным чувством собственного достоинства. Базаров с ним не согласен. По его мнению, аристократы ничего не делают и, следовательно, не приносят никакой пользы обществу. Павел Петрович Кирсанов.
Кто такие нигилисты? Павел Петрович считает, что нигилист это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов. Базаров доказывает, что нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза. Более точное определение нигилиста дает Аркадий: нигилист – это человек, который ко всему относится с критической точки зрения.
Спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым Судьба русского народа. По мнению Павла Петровича, русский народ патриархален и религиозен; его главным завоеванием является крестьянская община, поэтому все нововведения принесут ему только вред. Базаров считает, что русский народ нельзя не презирать, но ратует за скорейшие изменения в его судьбе.
Что такое искусство, природа, любовь? Базаров отрицает искусство, утверждает, что «природа не храм, а мастерская и человек в ней работник»; считает любовь физической болью. Павел Петрович придерживается традиционных взглядов: искусство для него – это творческая деятельность, природа – объект созерцания, а любовь – смысл жизни.
Родители Базарова хорошие люди. Они готовы исполнить любое желание сына. Тем не менее, герой чувствует себя дома неловко. На примере семьи Базаровых И.С.Тургенев показывает конфликт поколений на сломе эпох: между родителями и сыном есть любовь, уважение, но нет взаимопонимания. Старики-родители на могиле сына
В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов- разночинцев накануне крестьянской реформы. Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своем романе «имел гордую цель во временном указать на вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идет о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.