Использование рисуночных методик в коррекционно- развивающей практике Подготовила: Учитель-логопед МАОУ «Средняя школа 8» Барыкина С.А.
Рисуночные методики можно использовать в логопедической практике с разными целями: для установления контакта с ребёнком; для пробуждения интереса к себе и к взаимодействию; для сплочения группы детей, участвующих в занятии; для изучения динамики коррекционного процесса.
Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составлять содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств.
Оптимальным путём освоения рисуночных методик в практике учителя-логопеда представляется изучение базовых рисуночных упражнений.
Рисуночные упражнения:
Свободный полёт ( позволяет установить контакт с замкнутым ребёнком) Ребёнок рисует на листе бумаги любую линию, а затем дорисовывает её до чего-нибудь осмысленного; Логопед и ребёнок рисуют друг другу разные закорючки и без слов продолжают их, а затем описывают рисунки друг друга (упражнение выполняется карандашами двух цветов)
Упражнение может проводиться группами. Дети в паре рисуют разными цветами. Каждый рисунок должен занимать ¼ листа. « Один из вас рисует другому любую линию. Другой делает тоже самое. После этого вы продолжаете рисунок так, как вам захочется. Когда закончите рисовать – обменяйтесь рисунками и обсудите, что получилось.»
Пойми меня (для развития умения передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов)
Это упражнение можно проводить в группе от 3 до 5 человек. Каждый участник получает лист бумаги и один цветной карандаш. По команде все приступают к рисованию, через сек. Рисунок прерывается и передаётся соседу по кругу. Без слов и комментариев другой ребёнок продолжает рисунок, затем по истечении того же отрезка времени, рисунок передаётся дальше до тех пор, пока не вернётся к тому, кто начал рисовать. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального замысла, нужно обсудить, почему.
Цвет для передачи настроения и чувств (основано на использовании цвета для изображения оттенков одного и того же чувства, разных настроений, ситуаций)
Ребёнок получает набор карандашей и задание педагога: « Сейчас я буду описывать какую-то ситуацию – попробуй изобразить её цветом, на обратной стороне рисунка поставь её номер. Не рисуй картинку, рисуй только своё настроение»
После того, как ребёнок изобразит все ситуации в цвете, логопед просит перемешать рисунки и зачитывает ситуации в другом порядке. Затем он просит ребёнка вспомнить настроение и найти рисунок, а потом по номеру на обратной стороне проверить себя.
Ситуации: Ты идёшь в зоопарк и наблюдаешь за играми обезьянок. Сегодня твой день рождения и тебе подарили подарок. Начался дождь, и ты не можешь пойти гулять во двор. Сломалась твоя любимая игрушка.