Личностно- ориентированный урок: особенности построения и анализа
Личностно-ориентированный образовательный процесс- Личностно-ориентированный образовательный процесс- процесс обучения и воспитания, учитывающий личностные особенности учащегося, его потребности, реализующий идеи гуманизации, индивидуализации, дифференциации.
Цель личностно-ориентированного обучения- заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самовоспитания, необходимые для становления необходимые для становления самобытной личности. самобытной личности.
Особенности личностно-ориентированного урока Создание атмосферы заинтересованности Создание атмосферы заинтересованности Использование адекватных форм и методов Использование адекватных форм и методов Использование различных форм предъявления информации Использование различных форм предъявления информации Использование дидактического материала, варьирующегося для учащихся разного уровня обучаемости Использование дидактического материала, варьирующегося для учащихся разного уровня обучаемости Установление объема знаний для каждого ученика Установление объема знаний для каждого ученика Создание ситуации общения Создание ситуации общения Постановка проблемного вопроса Постановка проблемного вопроса Поощрение активности и инициативы Поощрение активности и инициативы Использование субъективного опыта всех участников урока Использование субъективного опыта всех участников урока Обеспечение выбора объема и сложности домашнего задания, подробный инструктаж (не только что, но и как)Обеспечение выбора объема и сложности домашнего задания, подробный инструктаж (не только что, но и как)
Позиция педагога: Оптимистический подход к ребенку, стремление максимально стимулировать его развитие Отношение к ребенку как к субъекту учебной деятельности Опора на личностный опыт ребенка
Схема анализа личностно-ориентированного урока личностно-ориентированного урока 1. Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы на уроке. 2. Задания предлагаются на выбор По содержанию По содержанию По форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая По форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая
Характер заданий: 3. Характер заданий: Репродуктивный Репродуктивный Частично-поисковый Частично-поисковый Исследовательский Исследовательский Творческий Творческий 4. На уроке используются формы общения: монолог, диалог, полилог
5. При введении нового понятия учитель предлагает учащимся дать свои версии его содержания. 6. При изучении новой темы учитель опирается на субъективный опыт учеников, научно «окультуривает» его. 7. Домашнее задание дается на выбор По форме По содержанию
8. Обсуждение с учащимися итогов урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться? 9. Обсуждение наиболее рациональных способов работы. 10. Беседа строится на уважительном отношении к мнению ученика.
11. При выставлении оценки учитываются Правильность Самостоятельность Оригинальность Уровень активности
12. На уроке царит атмосфера доверия и доброжелательности, способствующая проявлению личностных качеств детей. 13. Учитель учитывает состояние здоровья детей, их настроение.
Автор: Облакова Светлана Валентиновна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ Петропавловская СОШ Верхнеуральского района Челябинской области