ВВОДНЫЙ УРОК Характеристика литературного процесса на рубеже веков. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края Турушева Л.И.
План урока 1. Исторические события на рубеже веков. Внутриполитическая обстановка. Разнообразие философских течений. Аналитическое чтение статьи учебника.
Омар Хайям Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего не известно!- Вот последняя правда, открытая мной.
Омар Хайям Мы источник веселья – и скорби рудник. Мы вместилище скверны – и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир – многолик. Он ничтожен – и он же безмерно велик!
Периодизация литературного процесса I период - 90-е годы – 20-е годы (завершение Гражданской войны). II период – 20 – 40-е гг. (до начала Великой Отечественной войны. III период – 1941 – 1956 гг. (до начала «оттепели»). IV период гг. (до развала СССР). V период гг.(новейший этап – условная граница)
Основные исторические события на рубеже веков 1.3 революции (1905, февральская, октябрьская). 2.Русско-японская война 1904 – 05 гг. 3. Первая мировая война (1914 – 1921 гг.)
Внутриполитическая обстановка 1. Противоборство 3-х политических сил: -Монархисты -Сторонники буржуазных реформ -Идеологи пролетарской революции 2. Необходимость перестройки.
Сопоставьте время, в которое мы живём с рубежом XIX и XX вв. 1. Перестройка во всех областях жизни. 2. Борьба идей. 3. Многопартийность. 4. Путь реформ и насильственный путь (терроризм). 5.Ещё…
Разнообразие философских течений марксисты богоискатели софисты богостроители
МЫ В.Брюсов В мире широком, в море шумящем Мы – гребень встающей волны, Странно и сладко жить настоящим, Предчувствием песни полны. Радуйтесь, братья, верным победам! Смотрите на даль с вышины! Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом, - Мы – гребень встающей волны.
Наша задача, задача читателя на рубеже тысячелетий – разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России.
Домашнее задание 1. Подготовить небольшие сообщения о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков (по желанию). 2. Прочитать стр.7-13 учебника. Оформить записи заинтересовавших вас материалов в любой форме (конспект, тезисы, схемы, план, таблицы).