Город Глагола Урок-путешествие по русскому языку 5-6 класс УМК Разумовской М.М. Автор: Ермолова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 3» г.Астрахани
Цель урока: систематизация и обобщение знаний обучающихся о глаголе как части речи Задачи урока: 1. Обобщить знания детей о категориальном значении глагола и его морфологических характеристиках 2. Закрепить умения и навыки правописания суффиксов и окончаний глагола 3. Развивать речев едческие навыки анализа текста
Категориальное значение ? Морфологические признаки ? Синтаксическая роль ? Обозначает действие предмета Спряжение, вид, переходность, возвратность, изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. В предложении чаще всего является сказуемым
Ты приближай..ш..ся к полю и чувству..ш.. себя прекрасно. Смотр..ш.. на небо, где в етер гон..т облака. На солнце блестит роса, каждый ощущаю..т прилив новых сил и выв ез..т незабываемые впечатления. Завтра вылет..шь утренним рейсом домой, а пока слышь..тся крики пролетающих птиц, приятно в е..т в етерок. Перед нами стел..тся бескрайнее поле, на котором вид..ш.. золотые колосья. Сама природа в едет тебя по ступенькам гармонии и мудрости. Задание 2. Работа с текстом. 1. Определите тему текста. 2. Тип речи. 3. Особенности изобразительных средств. 4. Стиль текста. 5. Основная мысль, идея текста.
Задание 3. Дифференцированная работа. 1. Задание повышенной сложности. И з предложенного текста выберите и распределите: глаголы 1 спряжения, глаголы 2 спряжения. Вставьте пропущенные буквы. пров ерь себя
Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения Приближаешься Чувствуешь Ощущает Веет Стелется Смотришь Гонит Слышатся Видишь
Задание средней степени сложности Среди предложенных глаголов найдите те, которые относятся ко 2 спряжению Стел..шь Дыш..т Гон..т Замеча..т Кол..шь Бор..тся Ненавид..шь Кле..м Держ..т Чу..те Подумай еще…
Какие два глагола в тексте не подчиняются правилу «Правописание безударных личных окончаний глаголов»? Почему? Посмотри здесь! Глаголы вылететь и выв езти не подчиняются этому правилу. Приставку вы- следует убрать из слова и получится, что окончания этих глаголов ударные: летишь, в езет. Следовательно, вылетишь и выв езет.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА СТРАЖНИК МУЖЕСТВЕННО СТОИТ У ВОРОТ ЗАМКА. Пров ерь себя!
Стоит – глагол, так как обозначает действие предмета и отв ечает на вопрос что делает? 1. Начальная форма – что делать? Стоять 2. морфологические признаки: Постоянные: 2 спряжение, несов ершенный вид, непереходный, невозвратный Непостоянные: в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, единств енного числа. 3. Стражник (что делает?) стоит.
СЕ..Л УСЛЫШ..Л ПРИБЛИЗ..ЛСЯ ВЕ..Л СТРО..Л ЗАМЕТ..Л РАСТА..Л ОБИД..Л СЕ..Л УСЛЫШ..Л ПРИБЛИЗ..ЛСЯ ВЕ..Л СТРО..Л ЗАМЕТ..Л РАСТА..Л ОБИД..Л 1 этаж – «Гласные перед –л» 2 этаж – «Суффиксы ова(ева)-ива(ыва)» 3 этаж – «Не с глаголом». СОВЕТ…….ТЬ РЕКОМЕНД……ТЬ КОМАНД…….ТЬ РАССЧИТ…….ТЬ БЕСЕД…….ТЬ УЧАСТВ…….ТЬ ПРИКАЗ…..ТЬ ЗАДЕРЖ……ТЬ НОЧ….ЛИ УСТРА…..ЛИ ТАНЦ……..ЛИ ИСПЫТ…..ЛИ СОВЕТ…….ТЬ РЕКОМЕНД……ТЬ КОМАНД…….ТЬ РАССЧИТ…….ТЬ БЕСЕД…….ТЬ УЧАСТВ…….ТЬ ПРИКАЗ…..ТЬ ЗАДЕРЖ……ТЬ НОЧ….ЛИ УСТРА…..ЛИ ТАНЦ……..ЛИ ИСПЫТ…..ЛИ
Так как форма прошедшего времени глагола образуется от основы инфинитива, то перед суффиксом –л- в прошедшем времени пишется та же гласная, что и в инфинитив е перед –ть: увидеть – увидел, клеить – клеил, сеять – сеял. назад
Если глагол в 1 лице единств енного числа оканчивается на –ую, -юю, то в инфинитив е и в форме прошедшего времени пишется суффикс –ова, -ева: Пропов едую – пропов едовал, пропов едовать. Если глагол в 1 лице ед. ч. оканчивается на безударные –иван (ы), то в инфинитив е и в форме прошедшего времени пишется суффикс –ива (ы). Учитываю – учитывать, учитывал. назад
Не с глаголом раздельно слитно С глаголами С глаголами, которые без не не употребляются В глаголах с приставкой недо-, указывающих на несоотв етствие требуемой норме
Молодцы! До новых встреч! Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред Разумовской М.М. Баронова М.М. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку, М.,