Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 7 Инновационные подходы в организации взаимодействия с родителями Краснодарский край, город Абинск 2010 г. (доклад из опыта работы) Подготовлен старшим воспитателем МДОУ 7 Чёрной Мариной Валерьевной 1
Изменения государственной политики в области образования по признанию ведущей роли семьи в воспитании детей Закон РФ «Об образовании», статья 18 "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Концепция дошкольного образования «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе» 2
Цель дошкольного воспитания - ЭТО свободное развитие личности 3 Новая концепция взаимодействия ДОУ с родителями «За воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность»
Традиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Посещение ребенка на дому Родительские собрания Консультации Беседы Наглядная педагогическая агитация Совместные досуговые мероприятия Работа с родительским комитетом Другие 4
5 1 – й ЭТАП подготовки к реализации инновационных подходов к взаимодействию с родителями: РАБОТА С КАДРАМИ 1. Самоанализ воспитателей «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями Умение учитывать потребности семей, мнение родителей Гибкость стиля общения, умение сопереживать родителям. Умение использовать активные методы и формы работы 2. Тестовый опрос воспитателей - только 22 % готовы принимать и понимать родителей 3. Анкетирование родителей и воспитателей по поводу их взаимодействия 30 % воспитателей убеждены, что они обращаются к родителям по поводу развития их ребенка, и лишь 2 % родителей припоминают такое общение
6 Методическая работа с кадрами Формы работы с кадрами Цель Тематика Ответствен- ный Составлены планы по самообразованию воспитателей Повышение теоретического уровня Работа с семьей Ст. воспитатель и воспитатели Библиотека Повышение теоретических знаний Работа с семьей Ст. воспитатель Групповые и индивидуальные консультации Знакомство с новыми научными представлениями о семье По тематике семинара «Детский сад и семья» Ст. воспитатель Памятки 1. Планирование работы с семьей 2. Использование наглядно- текстовой информации Ст. воспитатель Практические занятия Умение строить и анализировать встречи с родителями 1. Семинар-практикум «Новые подходы к организации родительских собраний» 2. Деловая игра «Какая тематика встреч актуальна для родителей» Ст. воспитатель Развитие умения общаться с родителями, способность понимать природу конфликта и находить выход из него 1. Семинар «Эффективное взаимодействие с родителями». 2. Ролевая игра «Найди выход». Заведующий Проверка уровня теоретических знаний, педагогического мастерства по проблеме Конкурс педагогического мастерства Ст. воспитатель
7 Подведение итогов работы с кадрами
8 2 – й ЭТАП подготовки к реализации инновационных подходов к взаимодействию с родителями: ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ 1. Анкетирование 60 % -педагоги и специалисты могут помочь только советом, а действовать все равно должны в первую очередь они сами; 30 % - родители и сотрудники учреждений образования в равной степени отвечают за воспитание детей, 10 % «хотели бы, чтобы заботу о перевоспитании нашего ребенка взяли на себя педагоги – ведь это их профессия». 87% родителей испытывают трудности при воспитании детей дошкольного возраста, но за помощью к педагогам детского сада родители не обращаются, потому, что: не придают особого значения этим трудностям – 82%; считают это неудобным, т.к. подобного рода консультации не входят в обязанности педагога – 76%; испытывают затруднения в общении с педагогом – 62%; считают, что справятся сами – 48%; сомневаются в профессиональной компетентности педагога – 11%; думают, что за помощью надо обращаться к специалистам-психологам – 27%, но осуществить это удается только – 2% родителей. 2. Данные «Социального паспорта» средний возраст мамы – 29 лет, папы – 32 года, семья воспитанников полная в 41 % случаев; 32% родителей имеет высшее образование; 18% семей имеет официальный уровень доходов на одного члена семьи ниже прожиточного минимума; 85% родителей считают, что в ДОУ должны быть дополнительные образовательные услуги
9 3. Анкетирование родителей о предпочтительных формах взаимодействия с ДОУ - посещение семьи на дому – 8%; - общее родительское собрание – 17%; - групповые родительские собрания с воспитателями – 30%; - групповое родительские собрания с приглашением специалистов – 58%; - семейные клубы по интересам – 74%; - совместные мероприятия (в игровых и соревновательных формах) – 86%; - лекционная форма – 15%; - индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами – 72%; - наблюдение образовательной деятельности, открытые занятия – 67%.
10
Семейный клуб «Здоровье» 11
12
17
18
19
20
Удовлетворенность работой д/с по взаимодействию с семьей Необходимость продолжения работы в данном направлении 21
В презентации использованы фотоматериалы из архива МДОУ детского сада 7 г. Абинска