МАССОВАЯ КУЛЬТУРА УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ПРОБЛЕМА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА- ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ШЛЯГЕРЫ, БЛОКБАСТЕРЫ, ХИТЫ, БЕСТСЕЛЛЕРЫ - ВОШЛИ В ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ. НО ВОКРУГ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТОЯННО ИДУТ СПОРЫ И ДИССКУССИИ. В ЧЕМ ЖЕ ПРОБЛЕМА МК.?
ЦЕЛИ УРОКА. 1. РАССМОТРЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. 2. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВЯЗЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО ОБЩЕСТВА, ПРОДУКТОМ КОТОРОГО СТАНОВИТСЯ «ЧЕЛОВЕК МАССЫ» 3. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 4. РАЗВИТИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ. 5. СВЯЗЬ СМИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 6. ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ – СИМПТОН ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА, МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО, СМИ. ТЕРМИНЫ: ЖЕЛТАЯ ПРЕССА, «ЧЕЛОВЕК МАССЫ», БЛОКБАСТЕР, БЕСТСЕЛЛЕР, ШЛЯГЕР, ХИТ.
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ. КУЛЬТУРА МНОГОЛИКА И МНОГООБРАЗНА. МЫ УЖЕ ГОВОРИЛИ О КУЛЬТУРЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ. ТАКЖЕ ВЫДЕЛЯЕМ КУЛЬТУРУ НАРОДНУЮ, ЭЛИТАРНУЮ, И МАССОВОЮ. УЖЕ В 19 В. ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЭЛИТАРНАЯ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРЫ, ЧТО СВЯЗАНО С СОЦИАЛЬНЫМ РАССЛОЕНИЕМ ОБЩЕСТВА НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА- ЦЕННОСТИ СОЗДАВАЕМЫЕ НАРОДОМ СУЩЕСТВОВАЛИ ВСЕГДА. В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА ДЖ. ТОМПСОН – ФОЛЬКЛОР- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СКАЗКИ, ТАНЦЫ, ПЕСНИ, ЧАСТУШКИ. ИГРУШКИ.
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ОТРАЖАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ПРОСТЫХ « ЛЮДЕЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ВЕКАМИ. В НИХ: 1. ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ, 2. ИДЕАЛЫ ДОБРА, КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ. ЭТО ИСКУССТВО НА ПРАЗДНИКАХ, ОБРЯДАХ. В НЕМ НЕТ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА НЕСЕТ В СЕБЕ СВОЕБРАЗИЕ НАРОДА, ЕГО МЕНТАЛИТЕТ, ТРАДИЦИИ
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛУЧИЛА РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ГОРОДАХ, СРЕДИ ОБРАЗОВАННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЗДАВАЛАСЬ ПО ЗАКАЗУ ХУДОЖНИКАМИ, ПИСАТЕЛЯМИ. ДО ПОЯВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ОТЧУЖДЕНИЕ НАРОДА ОТ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАНО С НИЗКИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ И НЕГРАМОТНОСТЬЮ. ОДНАКО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВОСТРЕБОВАННОЙ МАССАМИ ОКЕЗАЛОСЬ НЕ ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА А ТА КТОРУЮ В ДАЛЬНЕШЕМ НАЗОВУТ МАССОВОЙ. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА АДРЕСОВАНА НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ» ПОЯВЛЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАНО СО СТАНОВЛЕНИЕМ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ - МАССОВОГО ОБЩЕСТВА. МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ ПЕРЕХОДА К МАССОВОМУ ОБЩЕСТВУ СТАЛО МАШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ПРИ КОТОРОМ УВЕЛИЧИЛОСЬ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ И УМЕНЬШИЛАСЬ ИХ ЦЕНА. ПРОИСХОДИТ СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ТАКЖЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. ОБОЗНАЧИЛИСЬ ДВЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА: РАБОТА И ДОСУГ.
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ» МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО ВОЗНИКАЕТ СПРОС НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЛИ ПРОВЕСТИ ДОСУГ. РЫНОК ОТВЕТИЛ ТИПОВЫМ КУЛЬТУРНЫМ ПРОДУКТОМ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОТРЕБОВАЛИ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ. В ОЕЗУЛЬТАТЕ ПОЯВИЛАСЬ ШИРОКАЯ ЧИТЕТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ И ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ЖАНРОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЗАМЕНИЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ТРАДИЦИОННОГО К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ.
ЧЕЛОВЕК МАССЫ. ЧЕЛОВЕК МАССЫ- ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФЫ НАЧАЛА 20 ВЕКА НАДЕЛЯЛИ ЕГО ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ- «ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА», «ЧЕЛОВЕК КАК ВСЕ» ОРТЕГА-И ГАССЕТ ДАЛ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТОГО НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА- МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: РОСТ ЖИЗНЕНЫХ ЗАПРОСОВ И НЕБЛОГОДАРНОСТЬ К ТЕМ, КТО ЕЁ УДОВЛЕТВОРЯЕТ- ПОСРЕДСТВЕННОСТИ, ВАРВАРЫ. ИМЕННО С НИМИ ФИЛОСОФ СВЯЗЫВАЕТ КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ. В СЕРЕДИНЕ 20 ВЕКА « МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА» СТАЛИ СООТНОСИТЬ С С БЛАГОНАМЕРЕННЫМ СРЕДНИМ КЛАССОМ. ИХСТАНДАРТЫ, ПРИВЫЧКИ, ЗАПРОСЫ СТАЛИ СЧИТАТЬСЯ НОРМОЙ.
ВЫВОДЫ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОСТЕПЕННО СЛОЖИЛОСЬ ПОНИМАНИЕ, ЧТО ПОТРЕБЛЕНИЕ И ДОСУГ ЧЕЛОВЕКА МАССЫ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНЫ. ЧЕМ РАБОТА И КАРЬЕРА. СОЦИОЛОГИ ПРИНЯЛИ ВЫРАЖЕНИЕ- ОБЩЕСТВО МАССОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА. В НАУКЕ ЕСТЬ И ЕЩЕ ОДНА ТОЧКА ЗРЕНИЯ. СОГЛАСНО ЕЙ МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО СХОДИТ С ИСТОРИЧЕСКОЙ АРЕНЫ. ПРОИСХОДИТ ДЕМАССИФИКАЦИЯ. НА СМЕНУ МАССОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ ПРИХОДИТ ИНДИВИДУАЛИСТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ИТАК «ОТ ВЫРВАВШЕГОСЯ НА СЦЕНУ ВАРВАРА ДО ДОБРОПОРЯДОЧНОГО ГРАЖДАНИНА» ТАКОВЫ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕРМИНОМ «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ» НАЗЫВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОДУКТЫ И СИСТЕМЫ ИХ РАСПРАСТРАНЕНИЯ И СОЗДАНИЯ. ЭТО КОМИКСЫ, ПОП- МУЗЫКА, ТРИЛЛЕРЫ, БЛОКБАСТЕРЫ. КРОМЕ ЭТГО СЮДА ОТНОСЯТСЯ- ОБРАЗЦЫ ПОВСЕДНЕВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВНЕШНЕГО ВИДА И Т.Д. ВСЕ ЭТО ПРИХОДИТ ЧЕРЕЗ СМИ, РЕКЛАМУ, МОДУ. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МК. 1.ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ. (ЛЕГКОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ) ОДНАКО ЭТО НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ НИЗКИМ УРОВНЕМ КУЛЬТУРЫ. 2.ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ. ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ, ГЕРОИ ПОНЯТНЫ. 3.СЕРИЙНОСТЬ, ТИРАЖИРУЕМОСТЬ - ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ТИРАЖ, МЫЛЬНЫЕ ОПЕРЫ. 4. ПАССИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- НИКАКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УСИЛИЙ. 5. КОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ. ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ 19 в ЗАРОЖДЕНИЕ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ –МАССОВОЕ ФАБРИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И МАССОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ: 1.«КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР», МЕБЕЛЬ, 2.ДИЗАЙН, МНОГОТИРАЖКИ, КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. 3. САЛОННОЕ ИСКУССТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПУБЛИЧНОЕ – 1930 г. В ПРОЦЕСС « ОМАССОВЛЕНИЯ» НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВ. ПОЛИТ. СТРОЯ, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ: 1.АСКЕТИЗМ, 2.КОЛЛЕКТИВИЗМ. МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО «МОБИЛИЗАЦИОННОГО ТИПА»
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ. 60 – 80 Г 20 ВЕКА. В 1960 ГОДУ В СССР СРАВНЯЛАСЬ ЧИСЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКОГО И ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, МАССОВОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ: СНИЖАЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОММУНАЛЬНО- КОЛЛЕКТИВИСТСКОЙ СФЕРЫ, НО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РЫНКА ТОВАРОВ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. ВСЕ ЭТО НА ФОНЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭФФЕКТА ЗАПАДНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. УРАВНИТЕЛЬНО- АСКЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ТЕРЯЕТ СВОЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ.
ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ СОХРАНЯЮТСЯ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ, А С ДРУГОЙ ВНЕДРЯЮТСЯ ОБРАЗЦЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ РЫНОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. 1. ВНЕДРЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. 2. СЛАБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ. 3 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – СЛАБОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ МАССОВЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ.
СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. СМИ- ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, РАДИО, ТВ, КИНО,ИНТЕРНЕТ: 17 в.- ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ. 19 в.- РАЗДЕЛЕНИЕ НА КАЧЕСТВ. ИМАССОВУЮ ПРЕССУ. 20 в- РАДИО,ТВ, ИНТЕРНЕТ. ТЕЗИС ОБ ВЛИЯНИЕ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ. «ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД ВЛАСТИ» 1. РЕЗКОЕ УСИЛЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ, УСИЛЕНИЕ СПРОСА НА СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗДАНИЯ. 3. УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТВ. МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ В РАМКАХ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
ОЦЕНКИ МК. ПРОТИВНИКИ МК ГОВОРЯТ ЧТО ОНА СНИЖАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ, НАСАЖДАЕТ ЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ. В ОСНОВЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЕЖИТ ИДЕОЛОГИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА. А ВОСТРЕБОВАННЫЕ «ЧЕЛОВЕКОМ МАССЫ» ФИЛЬМЫ, МУЗЫКА ПРОБУЖДАЮТ НИЗМЕННЫЕ ЧУВСТВА, ПОРОЧНЫЕ ЖЕЛАНИЯ МЕЖДУ ТЕМ, В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЕСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ВСЕМ КРИТЕРИЯМ ИСКУССТВА. ОНА ДЕМОКРАТИЧНА
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ. 1. ВОПРОСЫ НА С.367– ПОРАБОТАЙТЕ С ИСТОЧНИКОМ. С.369.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /( Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008