Формирование и активизация познавательного интереса учащихся на уроках математики МОУ СОШ 15 г. Тверь Рожкова Л. М.
Интерес выступает как : избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности ; стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной действительностью, приносящей удовлетворение ; мощный побудитель активности человека, под влиянием которого процессы протекают интенсивно, а действительность становится увлекательной, продуктивной.
Стойкий познавательный интерес к математике – это увлеченность личности учащегося, потребность к углублению и творческому применению математических знаний.
Результаты исследования отношения школьников к проблемам и противоречиям Результаты исследования отношения школьников к проблемам и противоречиям
Условно различают последовательные стадии развития познавательного интереса : любопытство любознательность познавательный интерес теоретический интерес
Можно выделить 4 уровня познавательного интереса : низкий уровень узнавание - воспроизведение средний уровень усвоение - манипуляция высокий уровень частично - поисковый характер деятельности высший уровень сложная креативная деятельность
Влияние познавательного интереса на формирование личности обусловливается следующими факторами : уровнем развития личности ; характером интереса : наличие глубокого интереса обеспечивает значительные сдвиги в развитии личности ; взаимосвязью познавательного интереса и других мотивов деятельности ; своеобразием интереса в познавательном процессе ; связью познавательного интереса с жизненными перспективами.
Стимулы познавательного интереса : новизна целесообразность незавершенность теоретических знаний неожиданность математических фактов поиск связей жизненно - практическая значимость красота исследовательский, творческий дух состязательность, азарт ситуация успеха игровая ситуация
Стимуляция познавательных интересов учащихся 1. При помощи содержания учебного материала
Игра « соревнование художников »
1 Периодическая дробь 6 класс Преобразование дробей 2 От греч. рeriodos - обход, круговращение 3 Бесконечная десятичная дробь, у которой, начиная с некоторого места, бесконечно повторяется одна и та же цифра или группа цифр, называемая периодом. Например: 7,333 …, 4, … 4 Обращением дробей в десятичные, занимались еще в 17 в. итальянский математик Б.Кавальери, английский математик Д.Валлис и др. Эти ученые рассматривали периодические дроби в связи с процессом бесконечного деления. В 18 в. периодические дроби изучались также немецким ученым И.Ламбертом и Л.Эйлером. Полная теория периодических дробей была разработана в начале 19 в. немецким математиком К.Гауссом. Составление учащимися историко - математического справочника
Нахождение площади фигуры Нахождение площади фигуры S=?
2. Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся
Придумайте фигуру, используя графики функций, и найдите её площадь. S=?
Используя геометрическую интерпретацию, вычислите интегралы:
Урок - диспут S1= S2 !
3. Стимуляция познавательных интересов, связанная с зависимостью познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса
Диагностика познавательного интереса учащихся. Анкетирование. Лабораторный эксперимент. Наблюдение
СПАСИБО ! СПАСИБО !
литература Гусев В. А. Как помочь ученику полюбить математику ? М.: Авангард,1994. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. М.: Просвещение,1981. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. Мн.,1975. Баранова Е. В., Зайкин М. И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. 2004, 2, с.7. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно - воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.