Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, обучающих детей татарскому языку. Пособие включает в себя некоторые методические приемы и методы обучения и практический материал: стихи, загадки, считалки, сказки и небольшие рассказы доступные детям дошкольного возраста.
Пояснительную записку Состав детей Желание родителей Интересы детей Содержание работы Методы и приемы Направление и значение
развитие звуковой культуры речи; формирование грамматических основ речи; формирование коммуникативных навыков речи. формирование коммуникативных навыков речи. развитие связной диалогической и монологической речи; Накопление словарного запаса
1. Формировать правильное произношение всех звуков речи. 2. Формировать фонематический слух. 3. Учить применять в речи интонационные формы общения. /побуждение, просьба, вопрос, рассказ и т.д. 4. Автоматизировать речевую активность детей и интонационную выразительность речи. 5. Научить детей правильной постановке ударения в слове и логического ударения во фразе. 6. Формировать навыки владения артикуляторным аппаратом
Введение новых слов. Контрольная проверка усвоения слова. Включение слов в связную речь. Активизация слов. Активизация слова в различных типовых предложениях. Проверка усвоения изолированного слова.
1. Наполнить тематический словарь детей словами на татарском языке. Учить объединению их в группы по смысловому признаку. 2. Раскрывать значения новых слов, с максимальным использованием наглядности (игрушки, картинки, показ действия и т.д.). 3. Учить обозначать словом видимые предметы, их действия и признаки. Учить правилам составления предложений. Учить дифференцировать слова и предложения в небольших текстах. 4. Использовать игры и игровые ситуации для эффективного запоминания новых слов.
Познакомить детей с грамматическими основами татарского языка, необходимых для построения высказываний Помочь детям понять грамматические правила, использовать их согласно назначению Учить образованию множественного числа предметов, признаков, действий Учить детей обозначению принадлежности предмета определенному лицу Учить способам выражения отрицания в различных фразовых конструкциях Учить практическому использованию в речи личных окончаний глаголов Активизировать грамматические навыки в играх и игровых ситуациях
Высшая ступень развитой речи – это развитая связная речь. Она занимает важное место в процессе обучения детей татарскому языку. Развитая речь дает детям возможность вступать в интересное общение друг с другом на татарском языке, повышает интерес к занятиям, учебной деятельности.
Образец предложения сначала на русском, затем, на татарском языке с примерами Усвоение слов и новых речевых конструкций во время игры и игровых учебно-речевых ситуаций. Включение в словарь детей загадок и наглядного материала Многократное повторение небольших стихотворений, инсценировок и переведенных на татарский язык сказок, заучивание загадок, прибауток, чистоговорок
Занятие можно начинать с физкультминутки с рифмованным текстом, хороводной песенки, знакомой дидактической игры или с дидактического упражнения с элементами игры. При повторении и обобщении пройденного материала нужно использовать игры, которые проводились ранее, но при этом необходимо менять условия игры так, чтобы она соответствовала новому уровню речевых знаний и давала детям речевую самостоятельность и свободу. При обучении татарскому языку руководитель проводит проверочные работы. Основными видами являются текущий и итоговый контроль.