Основные принципы успешности урока Если ты что-нибудь делаешь – делай это хорошо. Л.Н. Толстой
Цели педагогической деятельности: создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета.
Основные аспекты успешного урока:
Формирование предметной компетентности Задачи учителя: 1. Показать учащимся значимость знаний каждого предмета; 2. Возможность применения знаний в жизни; 3. Помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему; 4. Помочь осознать ученику высочайшую ценность жизни …
Развитие познавательной активности и самостоятельности Научить ученика самостоятельно добывать знания; «Разбудить» в каждом природную любознательность; Сформировать общие учебные знания; Создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Формирование информационной культуры Научить учащихся работать с информацией: 1. Анализировать и систематизировать информацию; 2. Критически оценивать информацию; 3. Обобщать и творчески перерабатывать полученную информацию.
Развитие мышления Помочь учащимся освоить основные логические операции, путем создания на уроке ситуации интеллектуального затруднения и научить … 1.… выделять главное; определять понятия; 3.… сравнивать и классифицировать; 4.… устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости…
Развитие творческих способностей Стимулировать творческую активность учеников; Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика; Создавать условия для разных проявлений творческой активности учащихся.
Формирование коммуникативной компетентности и толерантности Обучение учащихся умению слышать и понимать друг друга; Обучение уважительного отношения к любому мнению, к любой точке зрения; Обучение умению думать, спорить, сочувствовать, сопереживать; Развитие терпимости к чужому мнению.
Создание психологически комфортной среды Каждый ученик должен: 1.… верить в себя, в свои силы и возможности; 2.… испытывать радость познания, творчества и ОБЩЕНИЯ; 3.… почувствовать удовольствие от интеллектуального труда и напряжения; 4.… ощутить вкус победы над собой.
Формирование рефлексивных качеств Учить учащихся самоанализу и само- коррекции; Развивать у учащихся умение понимать себя, оценивать свои возможности и выбирать наилучший путь достижения цели не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
Разнообразие учебной деятельности Ничего так не утомляет, как однообразие …
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности 2. создавать психологический комфорт ученика 3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников 4. строить группы проблемных методов 5. использовать групповые формы организации учебного прогресса; 7. использовать опору на зону ближайшего развития ученика Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 6. организовывать поисковую деятельность учащихся на занятиях;
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога«Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарность демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей.
«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания
Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию,
Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «Я – хочу» - «Я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира
Современные педагогические технологии - это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
Методика и технология Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии
Причины выбора инновационных технологий Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу. Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Информационные ресурсы: Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе по учебно-методическому комплексу Н.И. Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм.» М,: Дрофа, – 288 с,:ил, - (Мастер-класс)