ВИДЫ СТИХА
В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… (Н.А. Некрасов) Во тьме ночной явилась буря; Сверкал на небе грозный луч; Гремели громы в чёрных тучах, И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин) БЕЛЫЙ СТИХ - СТИХ БЕЗ РИФМ.
Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовнёй. (А. Блок) ВЕРЛИБР - НЕРИФМОВАННЫЕ СТИХИ БЕЗ МЕТРА
...Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась... ( И.А. Крылов) ВОЛЬНЫЙ СТИХ - СВОБОДНОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗНОСТОПНЫХ ПО КОЛИЧЕСТВУ СТРОК.
Зарыться бы в свежем бурьяне, Забыться бы сном навсегда! Молчите, проклятые книги! Я вас не писал никогда! (А.Блок) Я, к мачте прислонясь, стоял, За валом вал считая, Корабль летит вперёд быстрей, - Прощай, страна родная! (Г.Гейне) ХОЛОСТЫЕ СТИХИ - ПОМИМО ЗАРИФМОВАННЫХ СТРОК, ПРИСУТСТВУЮТ И НЕЗАРИФМОВАННЫЕ (НЕ ИМЕЮЩИЕ РИФМОВАННОЙ ПАРЫ)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев) Отличительные черты – мелодичность и напевность. СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ - НЕБОЛЬШОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕННОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ПРОЗАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ БЕЗ ПРИЗНАКОВ МЕТРА И РИФМЫ.
Не завидуй тому, кто силён и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат. (Омар Хайям) МОНОРИМ (ГРЕЧ. MONOS – ОДИН, RIME – СТИХ) – СТИХ, ПОСТРОЕННЫЙ НА ОДНОЙ РИФМЕ. Есть черный тополь, и в окне - свет, И звон на башне, и в руке - цвет, И шаг вот этот - никому - вслед, И тень вот эта, а меня - нет. (М. Цветаева)
Антисемит Антанте мил. Антанта сборище громил. Большевики буржуев ищут. Буржуи мчатся вёрст за тыщу. Вильсон важнее прочей птицы. (В. Маяковский) АЛФАВИТНЫЙ СТИХ – СТИХОТВОРЕНИЕ, В КОТОРОМ КАЖДЫЙ СТИХ ИЛИ СТРОФА (ЧАЩЕ -ДВУСТИШИЕ), НАЧИНАЮТСЯ С НОВОЙ БУКВЫ И ВСЕ ВМЕСТЕ ВЫСТРОЕНЫ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (ЭКЗОТИЧЕСКИЕ СТИХИ) – ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТИХИ, ПОСТРОЕННЫЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБАХ РИФМОВКИ, ПОСТРОЕНИЯ СТРОФ, ЧЕРЕДОВАНИИ РИФМ И ПР.
Сложнейшее из построений, Творенье буйного ума. Искусство слов и их сплетений, Хроническая, до изнеможений, Основа трудного письма. Скупая исповедь поэта, Летящих в неизвестность фраз; Осипшая от всех запретов, Жизнь без притворства и прикрас. Едва слышна тугому уху, Незримая полуслепцу. Инакомыслие для слуха, Елей лишь сердцу и Творцу. (И. Блуменфельд) Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в поэзии Средневековья. АКРОСТИХ (ГРЕЧ. AKROSTICHIS – КРАЙНИЕ СТИХ) – СТИХ, ПЕРВЫЕ БУКВЫ ВСЕХ СТРОК КОТОРОГО ОБРАЗУЮТ СЛОВО ИЛИ ФРАЗУ, ЧАЩЕ ВСЕГО ИМЯ САМОГО АВТОРА.
Иисус господь Ему Рабов Оных, возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ Иже, Сия где ТОщие навыкают. МИлости любви всех благ Научают. (Карион Истомин) В мезостихе слово образуют буквы, расположенные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное расположение не обязательно. МЕСОСТИХ (ОТ ГРЕЧ. MESOS – НАХОДЯЩИЙСЯ В СЕРЕДИНЕ И STICHOS – СТИХ) - СТИХ, В КОТОРОМ ИЗ БУКВ КАЖДОЙ СТРОКИ СОСТАВЛЯЕТСЯ СЛОВО ИЛИ ФРАЗА.
КОЛОКОЛ Произнося чудесный чистый звуК, Вишу на колокольне. ВысокО! Неоднократно сам звенеть хотеЛ, Разлиться песней сердца далекО, Но мой язык во власти чьих-то руК. Вздохнул бы я свободно и легкО, Когда бы сам, не по заказу, пеЛ. (И. Чудасов) ТЕЛЕСТИХ - СТИХ, В КОТОРОМ ПОСЛЕДНИЕ БУКВЫ КАЖДОЙ СТРОКИ ОБРАЗУЮТ СЛОВО ИЛИ ФРАЗУ. РАЗНОВИДНОСТЬ АКРОСТИХОВ.
ВлекисуровуюмечтУ, д АйутомленнойреЧи ва Димъ,иэтудаль Иту, дар ИнастаромВече себе Мгновени Еогня, дайсм УтестеНыволи. тыиску ШениЕкремля: затмение ЕоШибокбудня - троньиск Роюдоболи! (В. Брюсов) ЛАБИРИНТ - ЕЩЁ ОДИН ЖАНР ВИЗУАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ, ЧАСТО РАССМАТРИВАЕМЫЙ КАК ВАРИАНТ ФИГУРНЫХ СТИХОВ; СТИХИ, В КОТОРЫХ РАЗЛИЧНЫЕ БУКВЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТРОК СКЛАДЫВАЮТСЯ В ЗАШИФРОВАННОЕ СЛОВО ИЛИ ФРАЗУ,
Я помню чудное мгновенье - Три сестрицы под окном. Зима!.. крестьянин торжествуя, Всё ходит по цепи кругом, Гонимый вешними лучами. Уж солнце меркнет за горами... Беги, сокройся от очей! И сердцу будет веселей. Во глубине сибирских руд Горит восток зарёю новой. Не пой красавица при мне, Подруга дней моих суровых. Прощай свободная стихия, Гусей крикливых караван… Мороз и солнце! День чудесный! Храни меня мой талисман! ЦЕНТОН (ОТ ЛАТ. CENTO - ОДЕЖДА ИЛИ ОДЕЯЛО ИЗ ЛОСКУТКОВ) – ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, СОСТАВЛЕННОЕ ИЗ «ЗАГОТОВОК» - ОТРЫВКОВ РАЗНЫХ СТИХОВ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ АВТОРОВ.
"Сорвано, уложено, сколото - Чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий) ПАНТОРИМ – СТИХ, В КОТОРОМ ВСЕ СЛОВА РИФМУЮТСЯ.
Пётр Петрович пошёл погулять. Поймал попугая - понёс продавать. Просил полтину – получил половину. ТАВТОГРАММА (ОТ ГРЕЧ. TAUTO – ТО ЖЕ САМОЕ) - СТИХОТВОРЕНИЕ, ВСЕ СЛОВА КОТОРОГО НАЧИНАЮТСЯ С ОДНОЙ БУКВЫ.
Глаза зелёные твои Мне будут снова сниться и Слеза как чистый образ твой Весне запомнится шальной. РЕВЕРС - СТИХОТВОРЕНИЕ, КОТОРОЕ МОЖНО ЧИТАТЬ КАК СНАЧАЛА (СЛЕВА НАПРАВО), ТАК И С КОНЦА (СПРАВА НАЛЕВО), ПРИ ЭТОМ ОБЩИЙ СМЫСЛ СОХРАНЯЕТСЯ
Бог Отец, податель бессмертного существованья, Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий... РОПАЛИК ИЛИ РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ – СТИХОТВОРЕНИЕ C ПОСТЕПЕННЫМ НАРАЩИВАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ.
Проложен жизни путь бесплодными степями, И глушь и мрак... ни хаты, ни куста... Спит сердце; скованы цепями И разум, и уста И даль пред нами пуста. ФИГУРНЫЙ СТИХ – СТИХОТВОРЕНИЕ, СТРОКИ КОТОРОГО ВИЗУАЛЬНО ОБРАЗУЮТ КАКУЮ-ЛИБО ФИГУРУ ИЛИ ПРЕДМЕТ - ЗВЕЗДУ, КОНУС, СЕРДЦЕ, КРЕСТ, ПИРАМИДУ, РОМБ И ПР.
БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ – СТИХИ С КОЛЬЦЕВОЙ СТРУКТУРОЙ, ГДЕ КОНЕЦ ПЕРЕХОДИТ В НАЧАЛО. «У попа была собака…»
Давно известно: жизнь - борьба, А у борьбы - один исход: Держать, как нам велит судьба, Атаки яростных невзгод... (Иван Овчинников) ЗВУКОВОЕ КОЛЬЦО - ЧЕТВЕРОСТИШИЕ ИЛИ СТИХОТВОРЕНИЕ, В КОТОРОМ ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА КАЖДОГО СТИХА СОВПАДАЕТ С ПЕРВОЙ БУКВОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕГО СТИХА