Автор :Медведская Галина Николаевна педагог дополнительного образования Структурное подразделение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «СПЕКТР» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области Методическое пособие к занятиям по декоративно- прикладному искусству для учащихся 7-14 лет
Для работы подходят стебли ржи, пшеницы, овса, ячменя, а также и проса. Только живой, срезанный с корня стебель, может стать хорошим материалом. Хранить солому необходимо в сухом месте.
Сортируем и отбираем соломку. Узлы на стебле отрезаем ножницами от коленца до коленца, очищаем покровный лист, вследствие чего получаем небольшие трубочки. Соломку замачиваем на минут в горячей воде, а грубую и жесткую кипятим в течение 30 минут.
Расщепляем каждую соломинку с помощью иглы. Проглаживаем каждую соломинку горячим утюгом, положив ее блестящей стороной вниз. В зависимости от времени проглаживания соломка приобретает различные оттенки: от светлого до темно-коричневого.
Наклеиваем проглаженные полоски соломки на кальку при помощи клея ПВА. Соломенные ленты наклеиваем вплотную друг к другу. Их нельзя наращивать в длину, поскольку будет заметен стык. Клей наносим с изнаночной стороны на всю поверхность ленты. Прижимаем ленты к бумаге, удаляем тряпочкой остатки клея и прижимаем листы прессом.
Нож-резак Маленькие ножницы Клей ПВА Бумага – калька Копировальная бумага Простой карандаш Кисточка тонкая Пинцет Утюг
Просматриваем фотографии картин, выполненных в технике аппликации из соломки, готовые работы мастеров этого вида декоративно-прикладного творчества.
Создаем эскиз будущей аппликации. Переводим эскиз на кальку. Это будет рабочая копия. Намечаем карандашом на копии эскиза направление продольных волокон на каждой детали (от их расположения в общей композиции будет зависеть игра света).
Готовим основу для аппликации: картон, соответствующий размеру будущей работы, покрываем гуашью темного цвета, или обтягиваем темной тканью.
Вырезаем размеченные детали из соломенного листа точно по линиям разметки и раскладываем их на бумажном оригинале для контроля и подгонки. Подготовка деталей эскиза Элементы рисунка в перевёрнутом виде переводим карандашом с помощью копировальной бумаги на изнаночной стороне соломенного листа, так чтобы направление волокон совпадали и на детали, и на соломенном листе.
Чтобы выделить некоторые детали цветом, их прижигаем утюгом до получения желаемого эффекта. С помощью паяльника намечаем небольшие элементы рисунка.
Перед наклеиванием проверяем точность форм и размеров деталей. Поочерёдно клеем ПВА приклеиваем детали на основу встык или на небольшом расстоянии друг от друга, в соответствии с эскизом. Прижимаем наклеенные детали прессом до полного высыхания клея.
По завершении работу оформляем в подготовленную рамку. Если работа выполнена на картоне - покрываем лаком для дерева каждую деталь аппликации, затем всю плоскость панно.
1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. Художественная обработка бересты и соломки. Плетение из лозы, корня, рогоза. Пособие для учителя. М. « Просвещение », 1979 г. 2. Барадулин В.А., Чупеева Т.А. Использование местного сырья (соломки) для изготовления художественных изделий. М. « Просвещение », 1976 г. Фотографии использованы из личного архива автора