Урок – изучение нового материала. Трофимов В. В. Учитель физики МОУ «СОШ п. Свободный» Саратовская область
Отклонение магнитной стрелки при прохождении тока через проводник
Взаимодействие токов Здесь должен быть видеоролик «Взаимодействие токов»
Свойства магнитного поля Магнитное поле порождается только движущимися зарядами, в частности электрическим током. В отличие от электрического поля магнитное поле обнаруживается по его действию на движущиеся заряды (движущиеся заряженные тела). Магнитное поле, как и электрическое поле, материально, т.к. оно действует на тела, и следовательно, обладает энергией. Магнитное поле обнаруживается по действию на магнитную стрелку.
Магнитная индукция
Практическая работа 1. Положите магнит на стол. 2. Поднесите к нему другой магнит сначала одним полюсом, а затем другим. 3. Соедините два магнита противоположными полюсами. 4. Поместите на получившийся магнит кусок плотной бумаги. 5. Сверху аккуратно насыпьте металлические опилки. Ответьте на вопросы: 1. Как взаимодействуют два магнита? 2. Как зависит густота силовых линий от расстояния до магнита? 3. Какую форму имеют силовые линии магнитного поля?
Выводы: Одноименные полюса магнитов отталкиваются, а разноименные притягиваются. Чем ближе к полюсам магнита, тем силовые линии гуще. Силовые линии всегда имеют форму замкнутых, закругленных линий.
«Правило буравчика»
Магнитное поле соленоида
Правильные ответы N S Вариант 1 Вариант 2
Итоги урока 1. Вокруг постоянного магнита, а также вокруг проводника с током существует магнитное поле, действующее на любой магнит, который в нем находится. 2. Линии магнитного поля замкнуты. Там, где они выходят из магнита, - его северный полюс, там, где они входят в магнит, - южный. 3. «Правило буравчика» - если поступательное движение буравчика сонаправлено с током в проводнике, то направление вращения буравчика совпадает с направлением магнитных линий. 4. Устройство, состоящее из железного сердечника, обмотанного изолированным проводом, по которому течет ток, называют электромагнитом.
Рефлексия 1. Я узнал(а) много нового. 2. Мне это пригодится в жизни. 3. На уроке было над чем подумать. 4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы. 5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).