Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж», Пермский край, 2014 г. Урок по обществознанию для группы АМ-17, профессия – «Автомеханик» Подготовил преподаватель истории и обществознания Головкова Наталья Витальевна
Выступления обычно бывают публичные. Перед какой либо аудиторией. Выступление учителя перед учениками, ученика перед одноклассниками, руководителя перед сотрудниками, сотрудника перед руководителем; политика перед народом и т.д.
Очень важно четко определить вид выступления с точки зрения его назначения: информационное, агитационное, развлекательное или их комбинация.
развлекательное или их комбинация.
Информационная речь ставит задачей дать новые идеи. Она может строиться как повествование (как развивались события),
описание (что представляет собой новый компьютер)
или объяснение (как можно решить оптимально данную задачу по информатике…).
Для описания характерна конкретность, для повествования ощущение движения, для объяснения закономерность.
Агитационные речи имеют следующие цели: воодушевление, убеждение, вызов активной реакции (Давайте сделаем субботник и посадим на пустыре возле школы фруктовый сад!).
Призыв к действию может быть прямым или косвенным, действовать немедленно или в другое, точно указанное время.
В работе над речью надо уделить внимание таким моментам: выбору темы, определению цели выступления, составлению конспекта и плана, обработке выступления, работе над языком речи, вспомогательным материалам,
манерам, жестам, голосу, методам контроля над реакцией аудитории и т. д. Единство всех этих моментов создает стиль оратора.
Полезные приемы и маленькие хитрости успешных ораторов. 1. Выступление нужно анонсировать. Если слушатели будут знать о предстоящем выступлении, они будут его ждать. Если начать выступать без предварительного уведомления, многие слушатели просто не поймут, что происходит, и не придадут выступлению особого значения.
2. Рассчитывая время выступления, помните, что 1 страница текста (14 шрифт через полтора интервала) - это 3-4 минуты речи. А если использовать интерактивный стиль (задавать вопросы слушателям, спрашивать их мнение), то больше в 1,5 - 2 раза.
3. В напечатанном тексте выступления логические части разделяйте абзацами и пустой строкой, это позволит также интонационно разделять речь и не сбиться. Еще лучше, каждое новое предложение начинать с новой строки. Это позволяет также контролировать длину предложений. В устной речи предложения не должны быть более двух строк, еще лучше ограничиться одной.
4. Первые фразы не должны нести серьезной смысловой нагрузки. Их основная задача - привлечь внимание аудитории, добиться, чтобы все настроились на слушание и начали слушать. Известно, что этот период (настройки) длится секунд, в зависимости от аудитории и ее изначального настроя (который во многом зависит от темы выступления).
Поэтому первые фразы могут вообще не относиться к теме выступления. Например, "Добрый день, надеюсь, все уже собрались, если нет, - опоздавших не ждем. Давайте начинать". Внимание можно привлечь даже молча, например, проводя приготовления. Описание регламента, плана выступления или эмоциональная вставка также позволяют добиться привлечения внимания слушателей.
5. Эмоциональные вставки вызывают в сознании аудитории картинки, это позволяют аудитории "включиться", повышает уровень внимания. В выступлении обязательно должны быть примеры, желательно из жизни класса или школы, которые кто-то из присутствующих лично пережил.
6. Репетировать выступление нужно вслух. Текст, прочитанный про себя, занимает в 1,5 раза меньше времени. И не позволяет убрать слова и предложения, которые хорошо смотрятся в напечатанном виде, но совсем "не звучат".
7. Чтобы добиться поставленных целей и донести основную идею, первое, что необходимо, это сформулировать их. Второе - повторить (или прямым текстом или в различных вариациях) не менее трех раз.
Презентация идей. В любой сфере деятельности принципиальное значение имеет фаза презентации и «продажи» идеи. Не думайте, что идея каким-то образом продаст себя сама.
Этап иллюстрации идеи может оказаться более важным, чем ранние стадии разработки идей. Существует много примеров идей, не получивших должного признания потому, что их не сумели правильно подать.
Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. Заполнение слайдов информацией, причем уже в момент заполнения Вы понимаете, что здесь Вы должны будете показать материал единым куском, а вот здесь - части материала должны будут появляться одна за другой, по мере необходимости.
Репетиция презентации - это проверка и отладка созданного изделия. Вы проверяете - насколько удачно Вы смонтировали материал, насколько уместны Ваши переходы от слайда к слайду. В конце концов, Вы как бы смотрите на себя со стороны и спрашиваете себя - а насколько я и моя презентация эффективны, насколько мы достигаем намеченной цели?
Требования к докладчику. Как Вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на высоком уровне? Вот только некоторые из них: энтузиазм, организованность, настрой на аудиторию, гибкость, правильный язык телодвижений,
чувство юмора, хороший словарный запас, разнообразие тона голоса, настрой на достижение цели.
Отсутствие у Вас каких-то характеристик из перечисленных не должно служить препятствием к Вашему выступлению.
Если Вы понимаете, что каких-то характеристик нет, то Вы можете с помощью предварительной подготовки помочь себе и "заложить" в готовящуюся Вами презентацию соответствующие моменты и аспекты. Единственно без чего Ваше выступление обречено на провал – это отсутствие у Вас настроя на достижение цели. Всего остального можно добиться. Без чего-то можно обойтись.
Например, если Вы косноязычны, то хорошо сделанная Вами презентация и ограничение себя короткими фразами помогут Вам это скрыть и прослыть блестящим лаконичным и четким оратором. Но Вы никогда не скроете отсутствия желания добиться поставленной цели. В этом случае - лучше отказаться от проведения доклада. Это - горько, но зато убережет Вас от провала.
Литература: 1. Дмитрий Лазарев. Презентация: Лучше один раз увидеть!. М.: Альпина Бизнес Букс, Ирина Лешутина РИТОРИКА. Искусство публичного выступления. Издательство Претекст, Малкольм Кушнер. Проведение презентаций для чайников. Организация, создание и разработка, примеры. Издательство: Диалектика г. 5. Мухин И. А. Отображающие устройства: Что выбрать для презентации? Интеллектуальное здание. Высокие технологии в строительстве сайт ФЦИОР, информационный модуль «Виды выступлений. Презентация идей»