Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов
Проблемное обучение - «обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки» (Махмутов М.И., 1998).
Сущность теории М.И.Махмутова сочетание систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки; система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций 1. Проблемная ситуация возникает при недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. 2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. 3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. 4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Способы создания проблемных ситуаций 1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. 2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. 3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. 4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. 6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. 7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. 8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. 9. Организация межпредметных связей. 10. Варьированные задачи, переформулировка вопроса.
Функции проблемного обучения общие специальные усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико- материалистического мышления школьников; * формирование всесторонне и гармонично развитой личности. воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности); * формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Виды проблемного обучения научное творчество практическое творчество художественное творчество
Уровни проблемного обучения 1. Уровень обычной активности. 2. Уровень полу самостоятельной активности. 3. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности. 4. Уровень творческой активности.
Tипология уроков 1)уроки изучения нового материала, включающие вводный урок; 2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков, включающие уроки закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки целевого применения усвоенного и др.; 3) комбинированные уроки, куда входят основные виды всех четырех типов; 4) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Урок проблемные не проблемные
а) привлечь внимание ученика, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; б) поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность; в) обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков; г) помочь определить основную проблему и наметить план поиска путей выхода д) помочь ему определить границы актуализации усвоенных ранее знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения. Дидактические цели