Екатерина Александровна Сушкова Подготовили Ученики 10 «А» класса Панова Арина и Вартуни Иван МОУ СОШ 3 г.Майского Бжедугова Ф.Х.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Е.А. СУШКОВА КАК АДРЕСАТ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Сделала: Добрострой Анастасия 9 кл Проверила: Зимина Любовь Васильевна.
Advertisements

Мои обманчивые сны Любовь в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
Классный час в 5 классе. Отказ от курения : Хочу быть здоровым ! У меня есть пример курящего, не хочу на него быть похожим. Отказ от воровства : Нет,
Адресаты любовной лирики Лермонтова. Он громкий звук внезапно раздаёт, В честь девы, милой сердцу и прекрасной, - И слышится начало песни!- Но напрасно!-
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова Презентация составлена ученицами 9 класса Комаровой Викторией Мосиной Алёной Варгатой Дарьей.
В поисках вечной любви. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова Презентацию подготовила Ученица 9 «Б» класса Нестерова Ирина. Презентацию подготовил ученик.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова 10 класс уч. г.
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
«Мне грустно,потому что я тебя люблю…» (Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова) Подготовила : Ученица 10 «В» класса Раева Анна.
Презентация к уроку литературы в 9 классе « Адресаты любовной лирики Лермонтова М. Ю.»
Любовная лирика в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Любить…но кого же?... на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно… М.Ю.Лермонтов. Тема любви в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.
Человек рождается на свет Чтоб творить, дерзать – и не иначе Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. Для чего? Ищите свой ответ.
Нравственные чувства и моральное поведение «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То,
ИСПОВЕДЬ «Он исповедался в своих стихах, невольно, увлечённый восторгом поэзии». А.С.Пушкин о Байроне.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
Не умрет, не поблекнет в тебе уж тогда Его образ задумчивый, гордый, И в ущельях твоих будут живы всегда Его лиры могучей аккорды... Возлюби же его, как.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
1914 – 2014 гг 1. Какова роль любви в судьбе поэта? Какую роль в судьбе и творчестве поэта сыграла каждая из женщин? Каково общечеловеческое звучание.
Транксрипт:

Екатерина Александровна Сушкова Подготовили Ученики 10 «А» класса Панова Арина и Вартуни Иван МОУ СОШ 3 г.Майского Бжедугова Ф.Х.

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.

История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой - достаточно значительный "сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Лето и начало осени 1830 г., Лермонтов проводит в обществе Сашеньки Верещагиной и её близкой приятельницы Кати Сушковой. Лермонтов посвящал Сушковой стихи, где он выражал свои чувства к ней: отвечал на кокетство черноокой очаровательницы.

В самый разгар увлечения Лермонтов пишет те строки, которые говорят обо всем совершенно точно. Вблизи тебя до этих пор Я не слыхал в груди огня. Встречал ли твой прелестный взор – Не билось сердце у меня. И что ж? – разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук; Я не любил – зачем скрывать! Однако же хоть день, хоть час Еще желал бы здесь пробыть, Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить.

Конец 1834-начало 1835 г. - время новой встречи Лермонтова и Сушковой в Петербурге - тоже весьма значительный эпизод в творческой биографии поэта. Сушкова писала: " У Сашеньки встречала я её двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой". " Мне восемнадцать лет, я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнёте". Разница в возрасте составляла два с небольшим года, разница в общественном положении – гораздо больше.

Одно из стихотворений из числа посланных Лермонтовым Сушковой называется «Весна» - первое печатное стихотворение поэта, появившееся в " Атенее" в сентябре 1830 г. под анаграммой. Трудно сказать, имелась ли в нем в виду именно Сушкова, или оно было затем послано "к случаю": лирическая ситуация в нем совершенно традиционна. Вместе с тем оно вполне соответствовало и ситуации реальной; насмешки старших девушек над юностью поклонника вполне могли вызвать с его стороны такого рода поэтическую "месть": Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей. Гляжу, природа молодеет, Но молодость лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет.

Знакомство Лермонтова и Сушковой стало позже зерном любовной интриги, и дали начало лирическому циклу. Именно в это время Сушкова "предсказывает" Е.А. Арсеньевой "великого человека в косолапом и умном мальчике". Первые стихи "сушковского цикла" как например. (Лермонтов шутливо называл Сушкову miss Black eyes), содержит полупризнание в любви и как бы отмечает начальную фазу развивающегося чувства. Сила любви героя передана через противопоставление "рай - ад". Все стихотворение построено на одной и той же рифме: "очи-ночи". Много звезд у летней ночи; Отчего же только две у вас, Очи юга! черны очи! Нашей встречи был недобрый час. Кто ни спросит, звезды ночи Лишь о райском счастье говорят; В ваших звездах, черны очи, Я нашел для сердца рай и ад. Очи юга, черны очи, В вас любви прочел я приговор, Звезды дня и звезды ночи Для меня вы стали с этих пор!

Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться ("Благодарю!...Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла..."). Слово "Благодарю" повторяется четыре раза и в последней строфе звучит особенно по- лермонтовский: "надеждам и мечтам", которые еще живы в душе поэта, он предпочитает истину, хоть и лишенную всякой надежды. Благодарю!.. Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла; Хоть ты страстей моих не поняла, Но за твое притворное вниманье Благодарю! В другом краю ты некогда пленяла, Твой чудный взор и острота речей Останутся навек в душе моей, Но не хочу, чтобы ты мне сказала: Благодарю! Я б не желал умножить в цвете жизни Печальную толпу твоих рабов И от тебя услышать, вместо слов Язвительной, жестокой укоризны: Благодарю! О, пусть холодность мне твой взор покажет, Пусть он убьет надежды и мечты И все, что в сердце возродила ты; Душа моя тебе тогда лишь скажет: Благодарю!

Следующие стихи ("Зови надежду сновиденьем") содержали уже прямое признание, как известно не встретившее ответа. Тогда пишется "Нищий", ведущий мотив этого стихотворения - неразделенная любовь: "Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!". У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

В стихотворении «Расстались мы, но твой портрет…» получило художественно завершенное выражение ситуации гг. Основной мотив – не угасшая любовь к утраченной возлюбленной, символичной «заменой» которой является ее портрет. Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный – все храм, Кумир поверженный – все бог!

Стихотворение "Когда к тебе молвы рассказ", которое Лермонтов дарит Сушковой, содержало упрек и, как говорила она в "Записках", "грозно предвещало" ей будущее: Когда к тебе молвы рассказ Мое названье принесет И моего рожденья час Перед пол миром проклянет, Когда мне пищей станет кровь, И буду жить среди людей, Ничью не радуя любовь И злобы не боясь ничьей: Тогда раскаянья кинжал Пронзит тебя...

Если первый эпизод отношений Лермонтова и Сушковой связан с ранней лирикой поэта, то "развязка" этого "романа" связана с его прозой. Как известно, Лермонтов подробно описал ее в "Княгине Лиговской". Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830 г. Лермонтов не встречался с ней до конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи через Верещагину, но затем эти связи, прекратились. К началу 1830-х годов относится увлечение Лермонтова Н.Ф. Ивановой, а затем В.А. Лопухиной. Приехав в Петербург в 1832 г., Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспомнить о своем московском знакомом.