Автор Скворцова Т, Н., учитель литературы МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области
Единство действия пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму. Единство места действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту. Единство времени действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.
Классицизм с его презрительным отношением к комедии сдерживал развитие этого жанра. Мольер классицист по способу отражения действительности в обобщенно-типических образах. Но этот гениальный драматург свободно относился к правилам и нормам, установленным в классицистических трактатах: «Люди должны быть представлены в комедии такими, каковы они на самом деле, чтобы в действующих лицах ее можно было бы узнать современное наше общество», говорит Мольер и дальше заявляет, что если правила помогают этому, то они хороши, если же нет то «не будем обращать на них внимания».
Мольер положил начало классическому комедийному театру, как актер и драматург. Он удачно слил традиции средневекового фарса и итальянских комедийных традиций. Благодаря произведениям Мольера небольшая труппа могла соперничать с прославленными итальянскими актерами. Создал жанр «высокой комедии» не существовавший до той поры.
10
20
1. Перечислите основные законы классицизма. 2. Расскажите о 3-х единствах классицизма. 3. Кто был теоретиком классицизма. Назовите имена драматургов, следовавших законам классицизма. 4. Кто нарушил законы классицизма? В чём это проявилось? 5. Что высмеивал в своих комедиях Мольер? 6. Что стало причиной травли Мольера со стороны придворной знати? В чём это проявлялось? 7. Какое произведение Мольера Вольтер считал шедевром и почему? 8. Каким предстаёт перед нами, читателями и зрителями, Мольер- драматург? Мольер-актёр?
Последняя великая комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670), она написана в жанре «комедии-балета»: по указанию короля в нее были включены турецкие танцы. Известно, что Людовик XIV любил танцевать, и именно по этой причине родился жанр «комедии-балета», достаточно неестественный для искусства классицизма, отстаивавшего принцип чистоты жанров, то есть запрет на их смешение. Но в данном случае королевский заказ был особенно сложным: нужно было в комедию включить танцы, в которых содержалась бы насмешка над турецкими церемониями. Дело в том, что турецкий посол во Франции, задетый довольно скромным приемом, имел неосторожность заявить: на лошади турецкого султана больше драгоценных камней, чем на короле Франции. Мог ли Людовик XIV это стерпеть? Тот самый Людовик, которого подданные почтительно называли «король-солнце» и который однажды в Парижском парламенте (суде) бросил своим противникам в лицо фразу, ставшую знаменитой: «Государство это я». По его приказу посла посадили под домашний арест, а затем и вовсе выслали из Франции. Но этого показалось мало, ведь король был не просто оскорблен, а выставлен в смешном свете. Надо было не менее зло осмеять турок, и сделать это было поручено Мольеру. Мольер умело ввел танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранив единство ее конструкции.
Комедия в дословном переводе называется «Буржуа-дворянин». Название произведения отражает целую эпоху в истории третьего сословия. «В истории духа и нравов французской буржуазии мы видим... по меньшей мере две существенно отличные друг от друга эпохи: эпоху подражания дворянству и эпоху противоречия ему. Каждая из этих эпох соответствует определенной фазе развития буржуазии» Г. В. Плеханов Выезд буржуа. Жан Беро, 1889
В комедии два тесно связанных частных сюжета. Как классицист Мольер опирался на античную традицию, итальянскую «ученую» комедию, вводя линию молодых влюбленных, которые стремятся соединиться. I. Лирическая линия Клеонта и дочери Журдена Люсиль дважды пародийно оттенена: во- первых, более приземленной, но искренней любовью слуг Николь и Ковьеля ( сцена «любовной досады», д. III, явл. 10), во-вторых, расчетливыми отношениями между графом Дорантом и маркизой Дорименой ( д. III, явл. 19, д. V, явл. 2). Влюбленные постоянные персонажи итальянской народной комедии масок (комедия дель арте). II. Вторая сторона сюжета - развитие традиции французского фарса - ссора между глупым мужем и умной и злой женой. В комедии Ж. Б. Мольера - изображение утратившего разум отца семейства, который сам вынуждает семью идти на обман и дурачить его. В «Мещанине во дворянстве» обе линии неразрывно связаны (единство действия!), создают цельную систему образов. Художественное своеобразие «Мещанина во дворянстве». Комедия характера предстает на фоне комедии нравов и балета. Жанр этот противоречит классицистическому требованию чистоты жанров. Как классицист, Мольер стремился к единству жанра. В предисловии к «Докучным» он отмечал: «...Чтобы не разрывать нить пьесы такими интермедиями, мы решили связать их как можно теснее с сюжетом, соединить балет и комедию в одно целое».
Особенность мольеровских характеров состоит в том, что тенденция, существующая в действительности, доводится до такой степени концентрации, что герой «выламывается» из естественного, «разумного» порядка.
35
Конфликт комедии строится на «безумной» борьбе Журдена с разумным порядком вещей.
«Мещанин во дворянстве» вершина жанра комедии-балета. Балет здесь не интермедия, более того, балет после четвертого действия составляет кульминацию комедии. Он и есть выражение того фантасмагорического мира, который, в отличие от мира реального, полностью соответствует характеру Журдена.
Николь "Мещанин во дворянстве" Ж.Б. Мольера г. (Т. И. Короткова. Малый театр)
Доримена ( Т. Лебедева. Малый театр) "Мещанин во дворянстве" Ж.-Б. Мольер.
Перечислите основные черты классицизма. Найдите их в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», приведите примеры (задание с слайда 44). Какие традиции классицизма нарушил Мольер? Расскажите об особенностях комедии «Мещанин во дворянстве». Подготовьте сообщение о М. В. Ломоносове.
1. Бояджиев Г.П. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии. 2. Бояджиев Г.П. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров.– М., – с Гликман И.Д. Мольер: критико-биографический очерк, – М.– Л. – Диафильм. Автор кандидат пед. Наук П. Прессман, художник- оформитель Ж. Гиричева, редактор В. Чернина. Д Студия «Диафильм» Госкино СССР г Москва. Центр. Старосадский пер., 7 Черно-белый 0-20