"Мой университет - reforma.ru" Причастие как особая форма глагола Выполнила: Анисимова О.В., учитель русского языка, литературы и МХК, МОУ «СОШ 15» г.Славгорода Алтайского края
Какая? Падающая указка = которая падает ~~~~~~~~~~ от прилагательного от глагола вопрос, род число, падеж синтаксическая роль вид время
Задание: подобрать к словосочетанию прил + сущ однокореное прич + сущ (сущ. заменить по смыслу) синий горизонт желтая кувшинка колючий еж шумный поток зеленый лес рыхлый лед белый хлеб
Проверьте себя: подобрать к словосочетанию прил + сущ однокореное прич + сущ (сущ. заменить по смыслу) синий горизонт – синеющий небосклон желтая кувшинка – желтеющая нива колючий еж – колющийся предмет шумный поток – шумевший ручей зеленый лес – зеленеющий тростник рыхлый лед – рыхлевший снег белый хлеб – белеющая роща
Задание: найти словосочетания прил +сущ (записать только цифры, обозначающие словосочетания) 1 вариант 2 вариант 1. стоящий мальчик 1. старый человек 2. засеяное поле 2. чернеющая смородина 3. летящая птица 3. свежие семена 4. светлое небо 4. склонившаяся береза 5. собраные грибы 5. густой ельник 6. маленький ребенок 6. седеющие волосы 7. весеняя травка 7. бегущая строка 8. прореженая свёкла 8. голые ветки
Проверь себя: найти словосочетания прил +сущ 1 вариант 2 вариант 1. стоящий мальчик 1. старый человек 2. засеяное поле 2. чернеющая смородина 3. летящая птица 3. свежие семена 4. светлое небо 4. склонившаяся береза 5. собраные грибы 5. густой ельник 6. маленький ребенок 6. седеющие волосы 7. весеняя травка 7. бегущая строка 8. прореженая свёкла 8. голые ветки
Задание: найти словосочетания прич + сущ (записать только цифры, обозначающие словосочетания) 1 вариант : 2 вариант: 1) чернеющая пропасть 1) желтевшим светом 2) черная ночь 2) желтым светом 3) белого снега 3) дремлющий старик 4) поспевший крыжовник 4) северное сияние 5) темный горизонт 5) горячее молоко 6) болотная вода 6) колосящаяся рожь 7) горячая печь 7) белый лист 8) спеющая ягода 8) белеющий снег 9) мелкий брод 9) заросший пруд
Проверь себя: найти словосочетания прич + сущ 1 вариант : 2 вариант: 1) чернеющая пропасть 1) желтевшим светом 2) черная ночь 2) желтым светом 3) белого снега 3) дремлющий старик 4) поспевший крыжовник 4) северное сияние 5) темный горизонт 5) горячее молоко 6) болотная вода 6) колосящаяся рожь 7) горячая печь 7) белый лист 8) спеющая ягода 8) белеющий снег 9) мелкий брод 9) заросший пруд
Озаглавить текст, выписать словосочетания прич.+сущ. Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому комсомольцу Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена пионеров, пренебрегавших опасностью и вступивших в борьбу со стихией за хлеб. Пал на обуглившейся ниве калининский пионер Гена Воронов. «Пионерская правда», рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб всё село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесёная хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобраному в поле, к булке школьной столовой должно быть бережное отношение.
Цена хлеба. Нет ничего дороже хлеба. Берегите хлеб! Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому комсомольцу Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена пионеров, пренебрегавших опасностью и вступивших в борьбу со стихией за хлеб. Пал на обуглившейся ниве калининский пионер Гена Воронов. «Пионерская правда», рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб всё село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесёная хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобраному в поле, к булке школьной столовой должно быть бережное отношение.
Причастный оборот – причастие с зависимым словом. Какой? /по / с=м редеющий осенью лес ~~~~~~~~~~~~~~~ – – – – – Какой? С=М, /по/, лес, редеющий осенью, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Проверь себя! Расставить и объяснить орфограммы и знаки препинания при причастном обороте. Сове …кие солдаты в... водрузившие 30 апреля 1945 года знамя Победы над рейхстагом воз- в…стили миру о п…беде над фашизмом. На параде Победы к подножию Мавзолея были брошены знамёна дивизий и полков поверженых советскими воинами. Первым было брошено лич?ное знамя Гитлера м…ставшего пок…пить весь мир.
Знамя над рейхстагом
Личное знамя Адольфа Гитлера
Проверь себя! Расставить и объяснить орфограммы и знаки препинания при причастном обороте. Советские солдаты, воводрузившие 30 апреля 1945 года знамя Победы над рейхстагом, возвестил и миру о победе над фашизмом. На па- раде Победы к подножию Мавзолея были брошены знамёна дивизий и полков, поверженых советскими воинами. Первым было брошено личное знамя Гитлера, меставшего покопить весь мир.
настоящее время -ущ,-ющ - бпить - бреющий -ащ,-ящ – смотреть - смотрящий прошедшее время -вш,-ш нёс – нёсший видел - видевший
Образовать действительные причастия от глаголов: 1 вариант – настоящего времени, 2 вариант – прошедшего времени 1. Пилить – 2. Стоять ддевать - 4. Держать - 5. Раздддеваться - 6. Увидеть - 7. Рисовать - 8. Читать -
Проверь себя! 1. Пилить – пилящий, пиливший 2. Стоять – стоящий, стоявший 3. 3 ддевать – зевающий, зевавший 4. Держать – держащий, державший 5. Раздддеваться – раздевающийся, раздевавшийся 6. Видеть – видящий, видевший 7. Рисовать – рисующий, рисовавший 8. Читать – читающий, читавший
настоящее время 1 спр: - ом, ем; читать - читаемый 2 спр: - им; видеть - видимый прошедшее время - н- прочитать – прочитаный -ен-(-ён-) увидеть – увиденый - т - понять - понятый
Образовать страдательные причастия от глаголов: 1 вариант – настоящего времени, 2 вариант – прошедшего времени 1. Слышать – 2. Объявлять – 3. Сберегать – 4. Провозить – 5. Погружать – 6. Поддерживать –
Проверь себя! 1. Слышать – слышимый, слышаный. 2. Объявлять – объявляемый, объявленый. 3. Сберегать – сберегаемый, сбереженый. 4. Провозить – провозимый, провезеный. 5. Погружать – погружаемый, погруженый. 6. Поддерживать – поддерживаемый, поддержаный.
Спасибо за урок !
"Мой университет - reforma.ru" Использованая литература: 1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.