Деятельность учителя на уроках математики и физики. Преподавание – это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин
Выделяют основные задачи: – создание условий для развития и самореализации учеников; – усвоение продуктивных знаний, умений; – развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Правила: Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.. Необходимо чаще использовать вопрос почему?, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно- следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Технология проблемного обучения (с 1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: ¾ или 3/8 ! Что-то не так… А мы умеем складывать дроби (осознание затруднения)? Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ
Структура урока по теме «Плавание тел». 7 класс. Деятельность учителя Деятельность ученика Детям предлагается выполнить следующие действия: Опустить кусочек пластилина в воду. Что произошло с пластилином? Из пластилина сделать лодочку и опустить на воду. Учитель задает вопрос: «Кто готов объяснить данное явление? Разве сила Архимеда действует не всегда?» Выполняют предложенные действия. Дети убеждаются, что кусочек пластилина тонет. Дети убеждаются, что лодочка плавает. Будут варианты ответа, возможно нечеткие и неточные. Дети будут выдвигать различные гипотезы.
Применяем ая технология Деятельность учителя Деятельность ученика Выстраивани е диалога Учитель задает вопрос: «Что мы знаем о силе Архимеда?» Дети отвечают, что эта сила зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела
Применяем ая технология Деятельность учителя Деятельность ученика Проблемная постановка вопроса Учитель предлагает взять 2 тела одинакового объема из разных веществ и снова погрузить в воду Учитель задает вопрос: «Почему?» Дети наблюдают, что брусок из дерева всплывает, а из железа тонет. Дети выстраивают гипотезу, что раз объемы одинаковые, значит, плавание зависит от плотности
Применяем ая технология Деятельность учителя Деятельность ученика Построение беседы В ходе беседы учитель систематизирует полученные факты и спрашивает: «А какая сила еще действует на тела?» Дети говорят, что это сила тяжести Учитель демонстрирует различные ситуации плавания тел: железный гвоздь, пробка и воск. Дети объясняют это явление различной плотностью веществ, находят в учебнике таблицу плотностей различных веществ, сравнивают плотности.
Применяем ая технология Деятельность учителя Деятельность ученика Проблемная постановка вопроса Учитель говорит: «Почему железный гвоздь тонет, а корабль с металлической обшивкой плавает?» Учитель задает вопрос: «Разве внутри корабля одно железо?» Дети выдвигают гипотезу, что объем корабля - большой, и сами делают вывод – что и сила тяжести больше. Дети сами находят ответ – внутри Учитель предлагает детям систематизировать выдвинутые гипотезы и полученные ответы. Дети выясняют, что плавание тел зависит от соотношения плотности тела и жидкости.
Применяем ая технология Деятельность учителя Деятельность ученика Учитель подводит итоги, задавая вопросы: «Что мы нового сегодня узнали, при каких условиях тело всплывает, тонет и просто плавает, а как будут располагаться в сосуде жидкости с разными плотностями?» На заключительном этапе учитель спрашивает: «Ребята, вам понравился наш урок? Мы ответили на все вопросы, стоящие перед нами?» Дети отвечают на поставленные вопросы и выясняют, что жидкости с меньшей плотностью всегда находятся вверху, например: растительное масло и вода. Дети в ответ подводят итоги урока.
Проблемная ситуация: Как перелить воду из полного стакана в пустой при помощи стеклянной трубочки?