Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было доказано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения. Отсюда всё чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать интерес к ещё не решенным задачам, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решить Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было доказано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения. Отсюда всё чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать интерес к ещё не решенным задачам, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решить
Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.
Изменение взгляда на ученика как на субъект воспитания и обучения Переосмысление учителем целей и задач урока с позиций ученика. Несоответствие традиционных методов обучения современным требованиям, предъявляемым к качеству образования.
Самостоятельная творческая активность учащихся Технология проблемного обучения в процессе преподавания географии Технология проблемного обучения в процессе преподавания географии
Выявить влияние использования технологии проблемного обучения на развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения географии. Выявить влияние использования технологии проблемного обучения на развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения географии.
1. Изучение теоретических основ технологии проблемного обучения. 2. Использование технологии проблемного обучения на практике 3. Изучение результативности применения технологии 1. Изучение теоретических основ технологии проблемного обучения. 2. Использование технологии проблемного обучения на практике 3. Изучение результативности применения технологии
1. Теоретические методы исследования: 1. Теоретические методы исследования: анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования 2. Психолого – педагогические методы: 2. Психолого – педагогические методы: изучение результативности применения данной технологии на основе анализа ученических работ (самостоятельных, практических, творческих, исследовательских). изучение результативности применения данной технологии на основе анализа ученических работ (самостоятельных, практических, творческих, исследовательских).
Предполагаю, что применение технологии проблемного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной творческой активности учащихся на уроках географии. Предполагаю, что применение технологии проблемного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной творческой активности учащихся на уроках географии.
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа 1 МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа 1 имени Гласко В.Р» имени Гласко В.Р»
Основные понятия проблемного обучения Проблемное обучение – это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности субъекта Проблемное обучение – это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности субъекта Проблемная Проблема – это Проблемная Проблема – это ситуация-это тот элемент ситуация-это тот элемент состояние проблемной состояние проблемной интеллектуального ситуации, который интеллектуального ситуации, который затруднения вызвал затруднение затруднения вызвал затруднение
Формы выражения проблемы Проблемный вопрос Проблемное задание Проблемная задача
Этапы решения проблемы I Осознание проблемы Обнаружение скрытого противоречия Установление причинно- следственных связей; Нахождение «разрыва» в ранее сформированных причинно-следственных связях II II Формулирование гипотезы Выдвижение гипотезы III III Доказательство гипотезы Обоснование гипотезы I Общий вывод Установление причинно- следственных связей, их обогащение в ходе решения проблемы
Содержание опыта творческой деятельности его основные черты 1. Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию 2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации 3. Самостоятельное комбинирование известного способа деятельности в новый 4. Построение принципиально нового способа решения
Уровни усвоения опыта творческой деятельности 1. Показ образцов научного решения проблемы в ходе проблемного изложения; обучение учащихся выполнению отдельных этапов решения с помощью частично – поискового метода 1. Показ образцов научного решения проблемы в ходе проблемного изложения; обучение учащихся выполнению отдельных этапов решения с помощью частично – поискового метода 2. Решение учащимися проблемных задач в ходе эвристической беседы, состоящей из серии вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы. 2. Решение учащимися проблемных задач в ходе эвристической беседы, состоящей из серии вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы. 3. Полностью самостоятельный анализ проблемной ситуации, 3. Полностью самостоятельный анализ проблемной ситуации, Обнаружение скрытого в ней противоречия, постановка и решение проблемы Обнаружение скрытого в ней противоречия, постановка и решение проблемы