Технология развития критического мышления ТРКМ
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно… Дайана Халперн
Технологический алгоритм урока 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов Актуализация имеющихся знаний, постановка учеником собственных целей обучения Осмысление Получение новой информации, корректировка учеником поставленных целей Рефлексия Размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения
Приемы и стратегии ТРКМ Кластер Кластер Тонкие и толстые вопросы Тонкие и толстые вопросы Инсерт Инсерт Синквейн Синквейн Прием «знаем/хотим узнать/узнали Прием «знаем/хотим узнать/узнали Верные и неверные утверждения Верные и неверные утверждения 6 шляп мышления 6 шляп мышления
Стратегия «6 шляп мышления» Какой мы обладаем информацией? Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Каковы преимущества? Правда ли это? В чем недостатки? Новые идеи. Каковы альтернативы? Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Каковы ваши мысли в черной шляпе об этом? Надеть шляпу Это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу. Снять шляпу Это интересная идея. Давайте снимем зелёную шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты. Сменить шляпу У меня возникла идея под зелёной шляпой… Обозначить свое мышление
1. И. О. Загашев, С. И. Заир – Бек, И.В.Муштавинская «Учим детей мыс лить критически», Санкт – Петербург. Издательство «Альянс «Дельта», Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, С. И. Заир – Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», Д. Халперн «Психология критического мышления» Санкт – Петербург, 4. Д. Халперн «Психология критического мышления» Санкт – Петербург,