Илья Глазунов «Возвращение блудного сына»
Материал подготовила Морозова Н.Т.
Арест сына Льва Николаевича Гумилёва арест мужа – Н. Пунина
«Трагедийность «Реквиема» не в гибели людей, а в невозможности выжившего эту гибель осознать». (Иосиф Бродский) В центре внимания поэта стоит не история «большого террора», а искалеченное этим террором сознание человека.
В повествовательной структуре поэмы три уровня: 1 На первом – происходящее и переживаемое излагается от лица поэтессы. («Вместо предисловия», «Посвящение», «Эпилог») 2 На втором уровне рассказ идёт от лица героини. (Это практически вся основная часть «Реквиема», кроме «Распятия») 3 Третий уровень повествования безличен. («Вступление» и «Распятие») здесь мы не видим конкретного лица, от которого идёт повествование. Эта манера повествования нацелена на создания объективной ситуации, независящей от «Я» поэтессы и героини.
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А.Ахматова 1961 г.
- А это вы можете описать? И я сказала: - Могу.
«Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.» К ак вы понимаете улыбку женщины? Как сомнение в смелости поэтессы; Как неуверенность в способности к выходу за круг ужасов жизни.
Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х годов? Чем жила страна? Бутырская тюрьма в Москве Арест
1-6 главы. Возникает образ женщины. Кто она? Женщина изображается со стороны и изнутри. Перед вами возникает ситуация раздвоения героини.
«Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить..» Как раскрывается тема памяти в этом стихотворении?
Почему героиня ищет забвения? Почему она хочет, чтобы самые горькие моменты её жизни сохранились в её душе? Мать и небо Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в чёрную долину. И поняла я, что ему Должна я уступить победу, Прислушиваясь к своему Уже как бы чужому бреду.
Таким образом, «Реквием» есть плач по умершим душам живых людей. Умершая душа, по мнению Ахматовой, «оживает» не в Царствии Божием, а в памяти человека.
Поэт один из всех сумел сохранить восприимчивость к горю, не только к своему, но и к чужому: «Я вижу, я слышу, я чувствую вас…» Пока голос поэта звучит, души продолжают ЖИТЬ. Анна Ахматова
Творческая работа «Приметы времени» в поэме Ахматовой «Реквием». «Судьба русской женщины в годы» (по поэме Ахматовой «Реквием»