Психологические закономерности формирования личности в тренировочном процессе.
Спортивная тренировка - педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определённых качеств, способностей и формирования необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших спортивных результатов.
Цель спортивной тренировки Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи: Освоение техники и тактики избранного вида спорта; Освоение техники и тактики избранного вида спорта; Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма; Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма; Совершенствование психических процессов, функций, морально –этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности, которые обеспечивают максимальную мобилизацию и концентрацию усилий спортсмена. Совершенствование психических процессов, функций, морально –этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности, которые обеспечивают максимальную мобилизацию и концентрацию усилий спортсмена. Приобретение теоретических и практических знаний. Приобретение теоретических и практических знаний. Совокупность задач определяет содержание тренировки. Совокупность задач определяет содержание тренировки. Достижение максимально возможного уровня подготовленности, который гарантирует демонстрацию запланированных спортивных результатов
СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ Для становления, развития и сохранения тренированности и подготовленности спортсмена подразделяются Для ускорения восстановления работоспособности и усиления тренировочных воздействий Собственно- тренировочные психологические Естественно- средовые Медико- биологические Материально- технические
Виды подготовки спортсмена Техническая - обучение технике движений. Техническая - обучение технике движений. Физическая – развитие физических качеств. Физическая – развитие физических качеств. Тактическая – овладение тактическим мастерством. Тактическая – овладение тактическим мастерством. Психологическая- формирование психических функций, процессов, состояний и свойств личности. Психологическая- формирование психических функций, процессов, состояний и свойств личности. Интеллектуальная – развитие интеллектуальных способностей, без которых не возможно достижение высоких спортивных результатов. Интеллектуальная – развитие интеллектуальных способностей, без которых не возможно достижение высоких спортивных результатов.
Личность – это человек, как носитель общественных, социальных отношений, способный быть самостоятельным и успешным в обществе. Направленность личности – свойство личности, которое характеризует её влечения, желания, интересы, склонности. Задатки- природные предпосылки проявления того или иного качества, форм деятельности. Способности- свойства личности, определяющие возможность успешно приобретать ЗУН. Темперамент – устойчивое свойство личности, которое определяет динамику психической деятельности. Характер – это совокупность устойчивых и существенных, индивидуальных свойств личности, которое отражает отношение к себе и окружающему миру.
В процессе тренировок у занимающихся формируются такие свойства личности, которые обеспечивают успешное решение задач как в спорте, так и в жизни. Формирование мотивов. Мотивы имеют как личностную, так и общественную ценность, и выступают в качестве внутренних побудителей к деятельности. Формирование мотивов. Мотивы имеют как личностную, так и общественную ценность, и выступают в качестве внутренних побудителей к деятельности. Формирование волевых качеств. Формирование волевых качеств. Воля развивается и закрепляется в процессе преодоления как субъективных (характер, темперамент), так и объективных трудностей ( интенсивность тренировок, соблюдение режима)
Основные волевые качества, формирующиеся в процессе спортивной тренировки Целеустремлённость – ясное определение задач и целей. Целеустремлённость – ясное определение задач и целей. Настойчивость и упорство -стремление достичь намеченной цели. Настойчивость и упорство -стремление достичь намеченной цели. Инициативность и самостоятельность- проявление находчивости, сообразительности. Умение противостоять дурным влияниям. Инициативность и самостоятельность- проявление находчивости, сообразительности. Умение противостоять дурным влияниям. Решительность и смелость – готовность действовать без колебаний. Решительность и смелость – готовность действовать без колебаний. Выдержка и самообладание – управление своими действиями и чувствами. Выдержка и самообладание – управление своими действиями и чувствами. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности.
В процессе спортивной тренировки происходит не только совершенствование физических качеств и умений, но и формируются характер и направленность личности, от проявления которых зависит успех в спортивной и в повседневной жизни. Спасибо за внимание. Спасибо за внимание.