Михайлова Лилия Викторовна, учитель физики МОУ СОШ 11 г.Тверь
«Хороший учитель с мелом в руке лучше плохого с навороченным компьютером…» (Из сообщения на педагогическом форуме)
Век информации Главным преимуществом компьютерных технологий перед прочими средствами обучения является то, что они способствуют развитию у учащихся соответствующего 21 веку умения получать и накапливать знания. Всего несколько десятилетий назад не требовалось умения самостоятельно найти и оценить информацию.
Несомненные плюсы компьютера для учащихся… Быстрый поиск и обработка информации (при написании рефератов, создании презентаций и т.д.) Расширение знаний по предмету в интерактивном режиме Огромное количество справочного материала с возможностью одновременного прочтения Возможность спонтанного общения в процессе работы (форумы, чаты, электронная почта, социальные сети)
И очевидные минусы… Нанесение вреда здоровью Формирование психологической зависимости от компьютера (игромания и т.д.) Постоянный соблазн отвлечься от учебы и переключиться на развлечения Создание трудностей в реальном общении Невозможность контролировать информацию, идущую из сети Интернет Финансовые затраты
Мнения специалистов Результаты исследования, проведенного Техасским центром по вопросам образования, показали, что разницы между уровнем успеваемости в технически оснащенных и менее «продвинутых» школах нет. Немецкие ученые установили, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результаты в изучении языков и математики.
Каким же должен быть учитель компьютерной эпохи?
Хороший учитель – прежде всего руководитель процесса приобретения и накопления учащимися знаний и навыков исследования и умения оценивать информацию. Компьютер заменить учителя не может. Обучение – это взаимодействие человека с человеком.
Компьютер - учителю Планирование работы на год Подготовка к уроку Использование на уроке Профессиональное самосовершенствование и повышение квалификации Хранение информации
Приемы использования Создание различных типов презентаций (самостоятельно и с привлечением к этому учащихся) Использование обучающих дисков в качестве наглядного материала Просмотр и прослушивание кино- и музыкальных фрагментов Использование обучающих дисков в качестве тестового и контролирующего инструмента Привлечение материалов сети Интернет для написания рефератов и исследований Составление собственной медиатеки