Проблемные ситуации как форма повышения познавательной активности учащихся Малова Е.К., учитель биологии МОУ СОШ 4 г. Александрова Высшая квалификационная категория
Развитие познавательной активности учащихся посредством использования проблемных ситуаций на уроках биологии Цель:
Задачи: Корректировка тематического и поурочного планирования посредством отбора самых актуальных и сущностных вопросов содержания биологического образования в курсе Человек и их включение в проблемные ситуации на уроках Диагностика результатов введения проблемных ситуаций Изучение литературы по педагогической технологии проблемного обучения Апробирование проблемных ситуаций на различных этапах урока
Актуальность работы Развитие ЗУН Большой объем учебного материала Отсутствие у учащихся умения выделять главное Создание проблемных ситуаций на уроках Активный поиск решения учениками Несоответствие содержания биологического образования, направленного на развитие познавательной активности учащихся, традиционным методам и формам обучения, ориентированным на передачу готовых знаний
Факторы, определяющие выбор приема создания проблемной ситуации Возраст и познавательные возможности учащихся Наличие опорных знаний у учащихся Содержание учебного материала Особенности класса
Столкновение разных мнений учащихся по вопросам или практическим заданиям Приведение двух противоположных цитат, мыслей, гипотез по одному и тому же вопросу Сообщение парадоксального факта или примера, противоречащего житейским представлениям Постановка вопроса самими учащимися (осуществляется, как правило, неожиданно) Методические приёмы создания проблемных ситуаций: Постановка учебной проблемы в форме проблемного вопроса, сформулированного в соответствии с темой урока Предложение выполнить практическое задание, не выполнимое вообще
Методические приемы решения учебных задач Выполнение учащимися учебного эксперимента, работа с раздаточным материалом Подводящий диалог Выдвижение гипотез Составление алгоритма работы Проверка гипотезы Составление опорного сигнала
Результаты внедрения проблемных ситуаций Победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках Национального проекта «Образование» в 2008 г. Создана картотека проблемных ситуаций Создана картотека проблемных вопросов Процессуальные результаты Скорректировано тематическое планирование по курсу «Человек» в 8- ом классе Количество победителей и призеров олимпиад по биологии ( гг.): Участие в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды: Овладение школьниками биологическими умениями и навыками – 100% Образовательные достижения учащихся Муниципальные – 5 Областные – 1 Участие в окружной научно- практической конференции по экологии: Сформированность знаний учащихся по биологии – 100% гг. - 1 место гг. – 1 место гг. – 1 место гг. – Диплом 3 степени гг. – Диплом 3 степени