Лексическое значение слов.
Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять в собственной речи. Задачи: *ШАГ 1 Вспоминаем пройденное на прошлом уроке. *ШАГ 2 Знакомимся с новыми понятиями. *ШАГ 3 Выполняем практические задания. *ШАГ 4 Проверяем себя.
Раздел науки о языке Раздел науки о языке Большинство слов имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ т.е. главный смысл. Но иногда мы затрудняемся определить, что обозначает то или иное слово. ЧТО ДЕЛАТЬ? Здравствуй, мой Ученик! Спешу напомнить тебе то, о чём ты, возможно, успел подзабыть…
У тебя есть несколько вариантов: Способы объяснения лексического значения слов: 1 Загляни в ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ 2 Подбери СИНОНИМЫ 3 Подбери ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
В языке существуют следующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ:
Синонимы - это слова, близкие по лексическому значению. НАПРИМЕР: Красивый Симпатичный Прекрасный Милый Прелестный Пригожий ( разг.) Очаровательный Обаятельный Обворожительный
ЗАДАНИЕ 1 Замени в следующих предложениях повторяющийся глагол ПОДНЯТЬСЯ подходящими по смыслу синонимами. Данное предложение Переделанное предложение 1. Учитель вошёл в класс, и ученики поднялись со своих мест. Учитель вошёл в класс, и ученики … со своих мест. 2. У больного пропал аппетит и поднялась температура. У больного пропал аппетит и … температура. 3. После похода в кинотеатр у меня заметно поднялось настроение. После похода в кинотеатр у меня заметно … настроение. 4. Было тихое морозное утро. Солнце уже поднялось над горизонтом. Было тихое морозное утро. Солнце уже … над горизонтом. *Какой вывод о роли синонимов в речи ты можешь сделать из этого задания? Ты совершенно прав: синонимы делают речь более грамотной, выразительной, избавляют речь от повторения одних и тех же слов, т.е. от однообразия.
Синонимы различаются стилистической окраской. Среди них есть нейтральные ( глаза, разговор ), книжные ( очи ), разговорные ( болтовня ). Синонимы различаются стилистической окраской. Среди них есть нейтральные ( глаза, разговор ), книжные ( очи ), разговорные ( болтовня ). Нейтральный КнижныйРазговорный ЗАДАНИЕ 2 В данном предложении подчеркни слово, которое вводит слова автора в прямую речь. Придумай и запиши к нему по два синонима, распределив их в три столбика в зависимости от стиля употребления. И сказала скалка: «Мне Федору жалко…» ЗАДАНИЕ 2 В данном предложении подчеркни слово, которое вводит слова автора в прямую речь. Придумай и запиши к нему по два синонима, распределив их в три столбика в зависимости от стиля употребления. И сказала скалка: «Мне Федору жалко…»
ЗАДАНИЕ 3 Расположи слова в синонимических рядах по степени нарастания признака действия. 1. Н ебольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный. 2. П орок, слабость, недостаток. 3. У лыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться. 4. Я рость, бешенство, исступление, гнев. Запомни! Такое расположение слов называется ГРАДАЦИЯ.
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.
Только что ты узнал и запомнил определение антонимов. А для чего необходимы они в речи? Умелое использование антонимов придаёт речи особую остроту. Они обладают огромными выразительными возможностями и могут использоваться для характеристики героев литературных произведений.
ЗАДАНИЕ 4 Запиши предложения, переделав их так, чтобы они приобрели противоположный смысл. 1. В первом классе я плохо учился. Мои тетради были грязные, неряшливые. Почерк у меня был небрежный. Мама очень переживала за меня. Из-за этого у меня всегда было плохое настроение. 2. В первом…
ЗАДАНИЕ 5 Подбери к данным словосочетания с противоположным значением. воск - … свет - … наказание - … климат - … вода - … знак - …
Омонимы – это слова одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению. НАПРИМЕР: НАПРИМЕР: Ключ ( от замка) Ключ ( ручей) Омографы Совпадают в написании, Различаются ударением Например: З А МОК - ЗАМ О К Омофоны Совпадают в звучании, Различаются написанием. Например: ПЛО Д - ПЛО Т Омоформы Совпадение звучания отдельных форм слов. Например: ПЕЧЬ ( сущ.) ПЕЧЬ ( гл.)
ЗАДАНИЕ 6 С подчёркнутыми словами составь омонимичные словосочетания. Данное словосочетание Составленное словосочетание Удачный брак Клуб дыма Поставить мат Нота дипломата Окружающая среда Завод будильника Мягкая кисть
ЗАДАНИЕ 6 Ответом на каждый вопрос служит омоним. Отгадай ответ и запиши его. 1. К аким ключом нельзя отвернуть гайку? 2. К акую ноту кладут в суп? 3. К акой лук не крошат в салат? 4. И з какого крана нельзя налить воды? 5. В каких лесах нельзя заблудиться? 6. К акой ручкой нельзя погладить кошку? 7. К акой кистью не покрасишь окно? 1… 2… 3… 4… 5… 6… 7…
Давай вспомним, какую цель мы поставили себе в начале пути… Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять в собственной речи. 1. Ты легко можешь дать определение синонимам, антонимам, омонимам? 2. Теперь ты уверенно определишь их в любом тексте и точно не спутаешь друг с другом? 3. Ты обещаешь использовать их в своей речи? Ты утвердительно ответил на все вопросы? Поздравляю! Ты успешно прошёл все испытания, мой ученик.
Ты молодец! Сумел решить все задачи и достиг главной цели. До новых встреч!