Лекция 3 Развитие и трансформации психоанализа (продолжение)
Фрейдомарксизм В. Райха Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан) Эго-психология (А. Фрейд, Х. Гартман, Э. Эриксон) Структурный психоанализ (Ж. Лакан)
Фрейдомарксизм В. Райха
Вильгельм Райх ( ) 1897 г. – родился в селе Добряничи в Галиции (Австро-Венгрия, ныне Львовская область) Когда Вильгельму было 14 лет, его мать покончила жизнь самоубийством. Отец умер спустя три года г. – Райх поступил на службу в австрийскую армию, стал офицером, воевал 1918 г. – поступил в медицинскую школу Венского университета г. – стал членом Венского Психоаналитического общества и начал психоаналитическую практику. Увлёкся политикой, стремился соединить учения Фрейда и Маркса 1922 г. – получил медицинскую степень г. – становится первым клиническим ассистентом Фрейда в Венской психоаналитической клинике С 1928 г. занимал должность вице-директора Венской психоаналитической клиники г. – переезд в Берлин е гг. – изгнание из психоаналитической ассоциации и исключение из компартии Германии 1933 г. – «Массовая психология фашизма», переезд в Данию, затем в Швецию, оттуда – в Норвегию г. – приглашение в Новую школу социальных исследований в Нью-Йорке. Основал институт органа г. – изобретает аккумуляторы оргонной энергии г. – запрет властей на распространение и употребление аккумуляторов Райха, на продажу большинства его книг и журналов. Позже обвинён в неуважении к суду и заключён в тюрьму на два года. Сожжение его книг и других публикаций, имеющих отношение к производству органных аккумуляторов г. - умер от сердечного приступа в федеральной тюрьме США.
Основные идеи/положения учения В. Райха Подавление сексуальности репрессивной моралью – массовый источник неврозов. Сексуальная революция, упразднение моногамной семьи – неотъемлемый элемент любых социальных реформ. Идеи сексуального освобождения пролетариата. Из письма В. Райха: «Что будет пациент делать со своей естественной сексуальностью, освобожденной от подавления? Фрейд ничего не говорил по этому поводу, даже не признавал самого этого вопроса, как выяснилось позже. Наконец, из-за избегания этого центрального вопроса, Фрейд сам создал гигантские теоретические трудности, постулировав биологический инстинкт страдания и смерти» Идея об укорененности в психической структуре индивида господствующей социальной системы (получила развитие в работах Фромма и Адорно) Учение о характере. Связь мышечных зажимов с характером и защитами от болезненного эмоционального опыта. Панцирь характера – мышечный панцирь Оргон – вегетативная – биопсихическая энергия, фундаментальная жизненная энергия, присущая всем живым организмам. Сексуальное удовлетворение – путь к высвобождению органа и восстановлению его циркуляции В. Райх – основатель телесно-ориентированной психотерапии
Неофрейдизм К.Хорни Э.Фромм Г.Салливан
Карен Хорни ( ) 1932 г. – переезд в Чикаго: «Тогда я увидела, что отношения между людьми и неврозы в этой стране во многом отличаются от тех, которые я наблюдала в европейских странах. И что объяснить это может лишь различие в цивилизациях» («Наши внутренние конфликты») «…хотя я согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, я не считаю это условие достаточным. … Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые …несовместимы друг с другом» («Невротическая личность нашего времени») 1950 г. – «Невроз и развитие человека» – понятие «центрального внутреннего конфликта» как конфликта между «реальным» и «идеальным» Я (системой гордости)
Карен Хорни – основные понятия и идеи Врожденные побуждения – к безопасности и удовлетворению Невроз вызван базальной тревогой (результат обделенности в детстве любовью и признанием) Невроз – «специфическая форма борьбы за жизнь в сложных условиях» Цель психотерапии – «вернуть индивида к себе; помочь обрести присущую ему спонтанность и центр тяжести в себе самом» Различия между здоровой и невротической личностями: спонтанность – компульсивность реальное Я – система гордости самореализация – само идеализация
Эрих Фромм ( ) гг. – работа в Институте социальных исследований, Франкфуркт-на-Майне (Франкфуртская социологическая школа) 1934 г. – переезд в США, с 1950 г. – работает в Мексике, 1974 г. – переезд в Швейцарию 1941 г. – «Бегство от свободы» 1947 г. – «Человек как он есть»……………………………………… 1976 г. – «Иметь или быть» Теория Фромма: гуманистический психоанализ, также – фрейдомарксизм: От Фрейда – роль бессознательного, от Маркса – мысль о значении социальной формации для развития психики, идея развития отчуждения при капитализме Социальный характер – взаимосвязь индивидуальной психической сферы и социально- политической структуры. Типы: накопительский, воспринимающий, эксплуататорский, рыночный. Духовный / продуктивный – в обществе «гуманистического социализма». «Бегство от свободы»: «… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни… Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. …Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить» Движущие силы развития личности – врожденные бессознательные потребности: - в укоренении - в индивидуализации Два образа жизни: быть и иметь
Гарри Стек Салливан ( ) 1917 г. - защита докторской диссертации, практикует как военный медик в первой мировой войне. Специализация в области практической психиатрии. С 1923 г. – профессор в Мэрилендском университете е гг. – читает лекции по психиатрии и психологии в различных психоаналитических институтах 1948 г. – начинает издание «Журнала биологии и патологии» и «Журнала для изучения интерперсональных процессов» Межличностная психиатрия «Личность это модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь» Единица анализа – не личность, а межличностная ситуация, процессы коммуникации. «Динамизмы» - относительно устойчивые паттерны трансформации энергии. Человек не рождается с социальными чувствами, но они формируются в первые дни жизни. Процесс их развития связан со стремлением разрядить напряжение, создаваемое потребностями. Главные потребности – в нежности и избегании тревоги. Потребность в избегании тревоги определяет формирование «Я-системы»: Хорошее Я, плохое Я, не-Я. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм – избирательное внимание, который регулирует не только собственную персонификацию, но и образы других людей
Основные особенности неофрейдизма Формирование и развитие – в контексте развития американской социологической и этнологической теорий Идеи социально-культурного детерминизма личности Центр тяжести переносится с интрапсихических процессов на межличностные Сохраняется идея бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности Цель психотерапии – помочь человеку восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, «дать ему мужество быть самим собой» и возможность «работать «в направлении своей самореализации» (К. Хорни), помочь ему стать продуктивным, «заинтересованным в мире и откликающимся на его запросы» (Э.Фромм)
Эго-психология А.Фрейд Х.Хартманн Э. Эриксон
Анна Фрейд ( ) Младший ребенок (6-й) З.Фрейда 1918 г. – проходит психоанализ у отца г. – «Эго и механизмы защиты» - каталог защит. Защиты порождаются не только внутренним конфликтом, но и конфликтом с окружающим миром (напр., отрицание). Открывает путь к развитию Эго-психологии, рассматривая центральную роль и адаптивную функцию Эго-защит. Принцип эквидистанции - нейтральной позиции психоаналитика по отношению к психическим структурам пациента. Не выступать на стороне Ид или Супер-Эго.
Хайнц Хартманн ( ) 1934 г. – проходит психоанализ у Фрейда г. – «Эго-психология и проблемы адаптации». Создание общей психоаналитической теории, которая объясняет нормальное и патологическое функционирование. Первичная автономия Эго: врожденные способности к развитию – восприятие, память, моторика. Т.е. изначально – общая матрица Ид-Эго, из которой в процессе дифференциации развиваются Ид и Эго. Первичная Эго-энергия, которая не есть результат модифицированных влечений Ид. Вторичная автономия Эго: доминирование принципа удовольствия сменяется принципом реальности. Нейтрализованная энергия Ид. Развитие процессов защиты от инстинктивных влечений Ид, влияния Супер-Эго и воздействий внешней среды. Конфликтно-свободная сфера - часть эго-функций возникает и развивается на основе психических конфликтов, а часть - независимо от них. Такие эго-функции - моторное развитие, восприятие, внимание, мышление, память, язык, процессы научения - составляют сферу эго, свободную от конфликтов. Понятия: адаптация (главная функция Эго), нейтрализация, регрессия на службе Эго.
Эрик Эриксон ( ) Эрик Хомбургер 1933 г. – эмиграция в США Конец 1930-х гг. – сменил фамилию на Эриксон г. - стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде. Концепция «эго-психологии» - именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; Эго является источником уверенности в себе и собственной идентичности. Эго – внутриличностная структура, которая преобразует хаос впечатлений в стройную систему опыта Эпигенетическая теория развития личности Кризис идентичности
Структурный психоанализ Ж. Лакана
Жан Лакан ( ) 1936 г. – вступает в Париже в Психоаналитическое общество г. - выходит из Международной психоаналитической ассоциации и становится участником Французского психоаналитического общества. Переосмысляет с позиций фрейдизма взгляды К.Леви-Стросса, а также лингвистов Ф.де Соссюра, Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона г. – Лакана исключают из IPA, он основывает Парижскую школу фрейдизма. Неприятие Эго-психологии и неофрейдизма: «Назад, к Фрейду!» Специфика психоанализа: «его средства – это речевые средства, поскольку речь придает смысл действиям индивида; его область – область конкретной речевой ситуации как трансиндивидуальной реальности субъекта» «Бессознательное структурировано как язык» «Бессознательное субъекта – это речь Другого» Разводит Я (Je) и Эго (Moi) Wo Es war, soll Ich werden – Где было Оно, должно стать Я Воображаемое Символическое Реальное Цель психоанализа: «Субъекта побуждают заново родиться в процессе психоанализа, чтобы узнать, хочет ли он того, что желает»