Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал по русскому языку в 9 классе
систематизировать знания учащихся об основных тропах, их отличительных признаках, учить находить изученные изобразительные средства языка в художественных текстах
1. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный. 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс». 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус». 4. Переход к следующему заданию осуществляется по щелчку мыши.
Определи, в каком предложении использована метафора 1) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора… 2) И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле. 3) Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь… 4) А сама-то величава, Выступает, словно пава.
« Липы обруч золотой Как венец на новобрачной» /Б.Л.Пастернак/ 1) метонимия 2) оксюморон 3) метафора 4) сравнение Определи средство выразительности.
«Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул» /А.А.Фет/ ) антитеза 2) анафора 4) сравнение 3) олицетворение Определи средство выразительности.
Назовите вариант ответа, в котором употреблена гипербола 1)…Редкая птица долетит до середины Днепра! 2) Все флаги в гости будут к нам! 3) Ты всё пела? Это дело: так пойди же, попляши! 4) Пчела из кельи восковой летит за данью полевой.
«Так скушай же ещё тарелочку, мой друг!» /И.А.Крылов/ 2) эпитет 4) эпифора 3) метонимия 1) оксюморон Определи средство выразительности.
«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой…» /А.С.Пушкин/ 4) лексический повтор 3) риторический вопрос 2) антитеза 1) метафора Определи средство выразительности.
Найдите «четвёртое лишнее» 4) Как прекрасна земля и на ней человек! 3) Звезды ночи, как обвинительные очи за ним глядят. 2) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. 1) Как вышки, ёлочки темнеют…
«Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?» /А.С.Пушкин/ ) антитеза 2) риторическое восклицание 4) риторический вопрос 3) анафора Определи средство выразительности.
) Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. 2) Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. 3) Расстраиваться не надо: У страха глаза велики. 4) Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам… Назовите вариант ответа, в котором употреблён фразеологизм
«Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот!» /частушка/ ) антитеза 2) риторическое восклицание 4) литота 3) гипербола Определи средство выразительности.
)В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз. 2) Он обязательно будет кривить душой перед другими. 3) С наглой скромностью смотрит в глаза. 4) Лик берёзы под фатой Подвенечной и прозрачной. Назовите вариант ответа, в котором употреблён оксюморон
Найдите «четвёртое лишнее» 4) Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким 3) Над нами хрустальным куполом раскинулось небо. 2) Звезды по тёмному бархату неба Рассыпались блёстками. 1)Лес точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный…
Знания прочные. Можно работать с тестом. Было много ошибок. Необходимо повторить правило.
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Паритет, Морозова О.С. Средства выразительности речи. - СПб.: Престиж, Николаев А.И. Языковые средства выразительности. - М.: Наука, Новикова Л.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2009.