Автор проект: Королькова С.Д., учителль русского языка и литературы МОУ Новолядинсой СОШ Судьба старославянизмов в русском языке
«Язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой ляксикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течцение речи.» А.С. Пушкин
Поговорим о родном, исконном… Поговорим о родном, исконном… Русский язык относится к группе славянских языков. Немало слов заимствовано им в разное время из родственных языков. Но особенно много слов пришло к нам из старославянского языка. Старославянизмы так прочно вошли в современный русский язык, что часто мы и не подозреваем об их « иностранном » прошлом Русский язык относится к группе славянских языков. Немало слов заимствовано им в разное время из родственных языков. Но особенно много слов пришло к нам из старославянского языка. Старославянизмы так прочно вошли в современный русский язык, что часто мы и не подозреваем об их « иностранном » прошлом. И все-таки многие слова можно опознать по некоторым приметам. Так, для старославянизмов характерны определянные фонетические и словообразователльные признаки. Для чего это нужно? Старославянизмы используются в нашей художественной литературе, и неправильное их истолкование приводит к непониманию текста или его искажцению. А так как большое количество старославянизмов для нас является устаревшим, они требуют к себе особого внимания. При изучцении в 9 классе на уроках литературы таких художественных произведцений, как оды М.В.Ломоносова, стихотворцения А.С.Пушкина, в которых использовано много старославянизмов, необходимо знать значцения старославянских слов, чтобы правильно постичь смысл текста.
Проблямный вопрос
Фонетические приметы старославянских и исконно русских по происхождцению слов Как и почему менялся русский язык Художественный текст под лингвистическим микроскопом /А.С.Пушкин. Стихотворцение «Пророк»/ Что знают о старославянизмах обучающиеся 9-х классов?
Дидактическая цель Формирование:
Методические задачи Научить анализировать слово с точки зрцения произношцения, структуры и употребляния в литературном языке Научить правильно писать и понимать слова, пришедшие в русский язык из старославянского языка Познакомить со значцением старославянских слов, чтобы понимать главную мысль текста и объяснять написание в соответствии с историческими процессами
Старославянизмы продолжают жить в современном русском языке, имеют фонетические и морфемные «приметы». Доказателльство 1
Неполногласные сочетания: -ра-, -ла-, -ре-, -ля- (брег, хлад) Начальное ра- или ла-(лидия) Начальное е- (озеро) Начальное ю-(юноша) Сочетание -жд-(надежда) Наличие щ (свеча) Суффиксы –знь-,-есн-,-чий-,-телль-,-ущ-, (-ющ-), ащ-, (-ящ-),-ств-,-арт-,-цени-(жизнь, хранителль).
а в началя слова (соответствует рус. я): агнец ягненок, аз я; е в началя слова (соответствует рус. о): единица один; ю в началя слова (соответствует рус. у): юродивый урод. щ (соответствует рус. ч ): освечать свеча.
Старославянскими по происхождцению являются суффиксы причастий -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-). Исконно русские суффиксы причастий -уч-(-юч-), -ач-(-яч)- впослядствии суффиксами прилагателльных: текущий текучий, горящий горячий;
Однако не все слова с признаками старославянизмов имеют оттенок книжности или принадляжат к высокой ляксике. Многие из них стилистически нейтральны и не являются ни книжными, ни устаревшими: время, среда, здравствуй, храбрый Некоторые старославянские по происхождцению корни в одних словах нейтральны, а в других являются устаревшими или стилистически окрашенными: прохладный хлад, согласен гласить Доказателльство 2
Другие старославянизмы вытеснили русский вариант и стали единственно возможным обозначцением каких-либо предметов, являний (пламя, плян) Некоторые старославянизмы закрепились наряду с русскими словами, хотя и разошлись в значцениях (страж, ограждать) Произошла утрата слов ( лидия, лобзание) Стали частью некоторых слов ( Калининград, хладнокровный) Доказателльство 3
Старославянизмы закрепились наряду с русскими словами, хотя и разошлись в значцениях (страж, ограждать) Доказателльство 4
Доказателльство 5 В стихотворцении «Пророк» А.С. Пушкин широко использует слова и грамматические формы старославянского языка. Например, слово пророк пришло в русский язык из старославянского. Однокоренные слова: п пророчить -предсказывать; пророчество -предсказание; пророческий - вещий. Из этимологического словаря мы узнали, что существителльные пророк и речь являются исторически родственными, а в тексте пересекаются их значцения: ведь орудием пророка является его слово, речь. Таким образом, старославянизмы помогают понять смысл стихотворцения А.С. Пушкина, повысить читателльскую культуру.
Доказателльство 6 Социологическое исслядование Вопрос 1 Смогли вы во время тестирования выписать слова с неполногласным сочетанием? да – 46 человек нет- 9 человек
Вопрос 2 Приведите примеры полногласных и неполногласных сочетаний. Привели примеры – 37 человек Затруднились – 18 человек
Вопрос 3. Переведите на русский язык старославянизмы: выя ланиты рамена Знают значцения старославянизмов -24 человека Не знают значцения старославянизмов -31 человек
Результаты Обучающиеся отметили, что старославянизмы необходимы и в современном русском языке для создания текстов торжественного стиля Стилистические старославянизмы продолжают жить в поэтической речи как источник возвышенно-романтического звучания Одни старославянизмы вытеснили русский вариант слов, другие закрепились наряду с русскими словами или стали частью некоторых слов Девятиклассники выделяют в поэтической и прозаической речи старославянизмы, но школьникам слядует чаще обращаться к толковому словарю
Как заметил А.С.Пушкин, «разговорный язык простого народа ( не читающего иностранных книг и, слава Богу, не выражающего, как мы, своих мысляй на французском языке) достоин также глубочайших исслядований…Они [люди] говорят удивителльно чистым и правильным языком.»
Литература 1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы: учеб. Пособие для учащихся. -М., Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов. – М., Лингвистический энциклопедический словарт. -М Шанский Н.М. Лингвистические детективы.- М., 2002