Обобщающий урок Подготовила учитель русского языка: Дронова Юлия Сергеевна Место работы: МОУ СОШ 1 г.о.Кинель Самарской области
Цели урока : Систематизировать знания об официально- деловом стиле языка; Помочь учащимся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека, в успешности и востребованности; Формировать чувство языка, воспитывать уважение к русскому языку.
Задание 1 1 группа 2 группа Ваш партнер протягивает вам визитную карточку. Покажите, как следует её принимать. Невежливо, получив визитку, не дать собеседнику свою. Это может быть понято как оскорбление. Покажите, как следует вручать визитную карточку.
Задание 2 Во всем мире пользуются визитными карточками. Существует даже целая система условных сокращений, которые иногда помещаются на краешек визитной карточки. Представьте, что на визитке, которую вы получили, есть какие-то обозначения. Попробуйте объяснить их смысл. Это задание повышенной сложности, поэтому имеет смысл сделать маленькую подсказку : все они заимствованы из французского языка. 1 группа : a.c., p.f. 2 группа : p.r., p.p.p.
Задание 3 Сформулировать требования, которые необходимо соблюдать, вступая в деловую переписку.
Задание 4 Укажите необходимый падеж, который употребляется при следующих глаголах 1 группа : отсчитать, сделать отчёт, различать, отличать, препятствовать, тормозить, оплатить. 2 группа : заслужить, заслуживать, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, заплатить.
Задание 5 Вставьте пропущенные окончания : По прибытии… на совещание, по предъявлении… документа, по истечении… срока, по приезд… в город.
Задание 6 Составьте словосочетания с предложенными паронимами : 1. Гарантийный – гарантированный; 2. Исполнительный - исполнительская; 3. Выборный - выборочный; 4. Методический - методичный; 5. Жилой - жилищный; 6. Типичный - типовой; 7. Демократический - демократичный; 8. Командированный - командировочное.
Задание 7 В предложенных парах слов и словосочетаний укажите те, использование которых характерно для деловых бумаг : Помочь (оказать помощь), реконструировать (произвести, осуществить реконструкцию), расследовать (провести расследование), проконтролировать (обеспечить контроль), содействовать (оказать содействие), ошибиться или допустить ошибку.
Задание 8 Подберите к предложенным архаичным словам и оборотам эквиваленты современного делового языка При сем направлении; Означенный ; Вышепоименованный ; Сего года ; Уведомлять ; На предмет рассмотрения ; Незамедлительно.
Задание 9 Напишите : Письмо, адресованное вашей учительнице, содержащее приглашение на торжественный вечер в школе; Письмо, в котором вы отклоняете официальное приглашение организационного комитета городской спартакиады принять участие в кроссе «Золотая осень»; Письмо, в котором вы приносите извинение спонсору школьной газеты на технические ошибки, допущенные в последнем номере газеты; Письмо в паспортно-визовую службу, содержащее запрос о каком-либо человеке, разыскиваемом вами; Письмо рекламного характера, в котором вы предлагаете курьерские услуги; Используйте в письме типичные конструкции, следите за грамматическим оформлением.
Задание 10 Современные люди очень активно пользуются электронной почтой. Она лишена возможности жестикуляции. Для решения этой проблемы используются так называемые «смайлики» - последовательности ASCII – символов, которые напоминают лицо, если смотреть на них, повернув голову набок. Правильное использование «смайликов» способно придать вашему письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Изобразите, при помощи какой комбинации знаков можно передать : Улыбку, сожаление, подмигивающее лицо.
Задание 11 Объясните значения приведенных ниже слов, составьте с каждым из них предложение Акция, акционерное общество, риелтор, брокер, тендер, ипотека, лизинг, бренд, пиар, пертурбация
Задание 12 Чем вы угостите своего делового партнера : чашечкой капучино или капучино, эспрессо или эспрессо? Следует ли использовать заглавные буквы и кавычки в названиях способов приготовления кофе?
Задание 13 Укажите, сколько слов в этой шуточной заметке написано неправильно? Беспрецендентный инцидент В полицейском участке идентифицировали скомпроментировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъюнктура, - констатировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».
Задание 14 Исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения слов. На конференции рассматривался вопрос о наиболее эффективных методах преподавания. Выводы и предложения докладчика были основанными. В конце учебного года всем раздали список рекомендательной литературы. Дипломант успешно защитил работу. Горожане стали свидетелями концерта на летней эстраде. Туристам пришлось изменить маршрут и запастись продукцией. Зал аплодировал и сканировал : «Браво!»
Задание 15 Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения. 1. Он ещё в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 3. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 4. Выпас собак запрещается. 5. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 6. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 7. Продается пожилой дом. 8. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 9. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 10. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения.
Легенда Люди издавна с особым уважением относились к тем, кто владел искусством слова. Позвольте напомнить старинную легенду. …. Когда спартанцы стали испытывать трудности в борьбе с врагами, они обратились за помощью к знаменитому Дельфийскому оракулу. Они просили, чтобы оракул прислал им сильного, храброго и опытного полководца. К их величайшему удивлению, оракул прислал им школьного учителя Тиртея, совсем не знающего военного дела, да вдобавок ещё и хромого. Спартанцы не осмелились ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. Оказалось, что Тиртей владел одной из самых важных способностей, нужных для победы на войне, - силой зажигательного слова. Он шёл впереди войска, пел воинам воодушевляющие песни, и спартанцы воспрянули духом и победили врагов.
Задание 16 Составьте текст речи, в которой содержится : А) Призыв принять участие в акции «Подари цветы своей планете!» Б) Реклама образовательного учреждения В) Просьба не сорить на территории школьного двора Г) Реклама кружка «Оный оратор»