«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках». 1. Обоснование проблемы. 2. Здоровьесберегающие технологии. 2. Мозговой штурм: Традиционная модель обучения и ухудшение здоровья школьников. 4. Работа в группе КО: Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок? 5. Рефлексия
Ваши жизненные ценности
Здоровье - бесценное достояние каждого человека и всего общества Здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.
14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении. абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22. Люди стали умирать молодыми, за г. показатель смертности у летних возрос почти на 80 %. В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся
2002 г. совместный приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ ( 176/2017) «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ», Постановление правительства Российской Федерации от «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержанию общего образования» Письмо Минобразования России от /13 «О работе экспериментальных образовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологий» С 2003 г. в рамках Федеральной программы введена в действие программа «Здоровый ребенок» 2005 г. национальный проект «Здоровье» 2007 г. объявлен Годом ребенка в Чувашской Республике Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан:
сбережение и укрепление здоровья учащихся,сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни,формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Приоритетные задачи Приоритетные задачи реформы системы образования :
Лишь треть учащихся могут освоить программу! основной школы без ущерба для своего здоровья Еще треть – с напряжением адаптационных возможностей. Для трети учащихся программа основной школы непосильна! Для многих учеников школа – тяжелое и неприятное испытание, в стенах которой он каждодневно оставляет частичку своего здоровья.
Какова цель здоровьесберегающих технологий? Главная цель в воспитании и образовании школьников – это сохранение здоровья.
Что такое здоровьесберегающие технологии? это технологии, направленные на сохранение здоровья. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете? технологии развивающего обучения; технологии развития критического мышления; интерактивные методы обучения тренинговые технологии
Хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение.
Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем врач! Забота о здоровье учащихся – обязанность каждой школы, каждого учителя.
Учитель 70 % Учащиеся 30 % Традиционная модель обучения
Влияние авторитарных традиционных технологий на здоровье школьника. Мозговой штурм.
сковывается инициатива учащихся; Скорее учим, чем развиваем Обучение в положении сидя; Мало времени для отдыха школьников; снижается уровень развития и креативности; снижается самооценка формируется чувство страха, состояние хронического стресса ухудшается психическое, физическое, социальное здоровье. Невротизация личности школьников Деформации характера Снижение адаптационных возможностей Повышение риска хронических и инфекционных заболеваний Формирование беспечного отношения к своему здоровью Снижение иммунитета и др. Традиционные педагогические технологии проведения урока разрушают здоровье
Современные педагогические технологии должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда ребенка, а на стимулировании положительных чувств: успеха и веры в свои силы и способности.
Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок? Работа в группах КО: 1 группа- «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа- «Структура современного здоровьесберегающего урока». Работа в группах КО: 1 группа- «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа- «Структура современного здоровьесберегающего урока».
1 группа: Условия здоровьесбережения на уроке Соблюдение этапов урока. Использование методов групповой работы. Использование интерактивных методов. Создание положительной психологической атмосферы. Активность каждого участника. физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе. Упражнения для глаз. Дозировка объема учебного материала. выполнение требований Сан ПиН, неукоснительное выполнение режима дня педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей. элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (технология раскрепощенного развития).
2 группа: Структура современного здоровьесберегающего урока I этап – Оценка знаний по теме (тестирование, мозговой штурм) II этап – Сообщение новой информации (лекция, доклад, реферат, ролевое моделирование, видео-, аудио-, кооперативное обучение (КО) III этап – Формирование и развитие навыка (кооперативное обучение (КО) IV этап – Применение навыка на практике- приобретение опыта (проекты, проведение мероприятий)
Спасибо за внимание! Автор: учитель биологии МОУ «СОШ 17» г. Новочебоксарск Матвеева Ираида Вячеславовна