8 класс 2 четверть Автор: Тараскина Светлана Викторовна учитель русского языка ГОУ СОШ 412 Петродворцового района г. Санкт – Петербурга 2009\10 учебный год
Повторяем изученный материал Синтаксический разбор предложения
Выполни синтаксический разбор Ночь. Месяц и звезды ярко сияли. В крепости было спокойно и тихо.
Задачи урока 1. Познакомиться с видами односоставных предложений. 2. Научиться определять виды односоставных предложений. 3. Учиться использовать односоставные предложения в устной и письменной речи.
Односоставные предложения Какие предложения называются односоставными? Можно ли считать, что мысль, выраженная односоставным предложением, неполноценная, усеченная(по сравнению с двасоставными)? Для того чтобы это узнать, ответьте на вопрос: «Что лучше режет: нож или ножницы?»
Оба инструмента режут одинаково, но разные предметы. Условно можно рассматривать нож и ножницы как символы односоставных и двасоставных предложений. Первые имеют один главный член (Зима. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда), вторые – два (Я изучаю русский язык). Но односоставные предложения так же, как и двасоставные, хорошо справляются со своими обязанностями сообщать. Таким образом, мысль, выраженная односоставным предложением, полноценная и не усеченная.
Задание Запишите односоставные предложения. Декабрь. Пушистый долгожданный снег. Ждем новогоднего чуда. Хочется смеяться и радоваться.
Как определить вид односоставного предложения? 1. Выделить грамматическую основу. 2. Установить: два- или односоставное. 3. У односоставных определить, чем выражена основа: А) имя существительное - назывное; Б) глагол: - 1 или 2 лицо (я, мы, ты, вы) – определенно-личное - 3 лицо (они) – неопределенно-личное - лицо не определить - безличное
? ? Глагольные Определенно- личные Неопределенно- личные Безличные Именные Назывные Сущ. Односоставные предложения
Работаем с текстом Шестая неделя а еще совсем не ушла зима. Встаю в пять часов одеваюсь и выхожу из дому… Ночь. Глухо и снежно. В темном небе только чудится рассвет. Первый сладкий вздох свежестью когда оказываюсь на крыльце. Пахнет новым снегом. Как неживые поют по всей деревне петухи. …Поля очень белы их белизна сливаясь с бледно-серым небом погружает в оцепенение. Вдали всё смутно зыбко. Чёрно сереют инеем леса. …Глушь пустота всё занесено снегом.
Сравните два текста Ударили морозы. Снег выпал только вечером. Молодой месяц освещал заснеженные дорожки. Звезды рассыпались горохом на синем полотне. Я взглянул наверх и почувствовал себя счастливым. Подмораживает. Первый снег. Бело и тихо. Синее полотно неба. Молодой месяц и яркие звезды- горошины. Мне радостно, и каждое мгновение ожидаю чуда…
В творческой мастерской… Используя односоставные предложения, напишите сочинение-миниатюру на тему «В ожидании чуда»
Подведем итоги урока
Домашнее задание 1. § 25 – знать теорию 2. Упражнение 356 (з.1)
Используемая литература и материалы «Занимательные материалы по русскому языку», издательство «Учитель –АСТ», составитель С.С.Колчанова, Волгоград, 2005 А.С.Пушкин «Капитанская дочка» «Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской», издательство «Учитель», составитель О.А.Финтисова, Волгоград,