Полноценное дошкольное образование Появление педагога новой формации Обновление предметных кабинетов Повышение качества знаний через независимую внешнюю оценку Определение группы элитных ВУЗов Техническое и профессиональное образование Инвентаризация и повышение качества учебников Развитие системы образования детей с ограниченными возможностями Сокращение сети отечественных и зарубежных ВУЗов Задачи, выдвинутые перед отечественной системой образования
Учебны й предмет
Личность ученика Учебные предмет ы Учебные предмет ы Новая парадигма образования
Диалог
Мы опросили 59 учащихся 5-7 классов, задав следующий вопрос: «Какой из школьных предметов пригодится вам в будущей жизни?» Было выяснено: лишь 12 % ребят считают, что литература – это тот учебный предмет, без которого им не обойтись в будущем: Какой учебный предмет пригодится мне в будущем? 47% 41% 12% предметы процентное отношение языковые предметы предметы естественно- математического цикла литература
Между участника -ми мастерской Внутренний диалог с самим собой Между ученым, художником, явлением культуры и учеником чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах Глубо кая оценка оценивание множества других точек зрения Целостная картина мира, истина Мастерская – путь к истине диалог (обмен мнениями) ОЦЕ- НИ- ВА- НИЕ СВО- ЕЙ ТОЧ- КИ ЗРЕ- НИЯ
37% 26% Причины утомляемости учащихся на уроке традиционного типа Перегрузка Учение без увлечения Работа не в полную силу
Что мне нравится в мастерской?
само конструкция социоконструкция социализация реконструкция Рефлекси я рефлекс + Я Индуктор Алгоритм мастерской
Ситуация тупика Старое знание Новое знание Инсайт (озарение)
Равенство всех участников Право каждого на ошибку Принципы ведения мастерской Организация и перестройка пространства Безоценочная деятельность Ограничение участия мастера Свобод а выбора Диалог новость Неясност ь заданий
Временной продолжи тельности процесса Для педагогов длительного действия М. творческого письма М. по самопознанию М. построения знаний Состава участников Целей и способов деятельности Для учащихся Для педагогов и учащихся одноактные М. отношений и ценностных ориентаций Типы мастерских в зависимости от
Схема-структура мастерской: Настоящая мастерская всегда от этапа к этапу идет по принципу повышающегося интереса детей. Любая мастерская должна оставлять поле для самостоятельных поисков и размышлений.
Учитель, организующий Мастерскую, обнаруживает, что его подготовка более трудоемка, чем подготовка к традиционному уроку: Объем материала для его последующего отбора возрастает; Как следствие особенностей отобранного содержания (более интегрированного), увеличения объема информации и временных затрат на ее обработку учениками – образование явных «ножниц», расхождение с государственной программой; Так как материалы ученику предлагаются для самостоятельной проработки, то все должно быть отпечатано и размножено в нужном количестве (бумага плюс множительная техника); Самостоятельный поиск учеников – это неспешное исследование маленького ученого, поэтому Мастерская требует длительного времени; Каждый раз надо продумать изменение учебного пространства для групповой, парной и фронтальной работы, перемещения учеников, размещения их работ во время афиширования.
Что дает Мастерская? Рост личности ученика; Снятие стереотипа; Нивелирование страха; Интерес рабочего состояния; Ненасильственность, мысль как деятельность; Творческий акт; Ориентация на процесс; Личностная актуализация; Самовыражение; Полифония взглядов и смыслов; Коммуникативная культура; Рост самого учителя; Умение слышать и слушать.
Взаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципов: «все свободны» - в высказывании собственных мнений, в праве на собственный путь, в праве на ошибку; «все способны» - к творчеству, к развитию, к открытию; «все равны» - в своих находках и потерях, в победах и поражениях; ученик достоин такого же уважения и признания, как и учитель. Мастерская предполагает отсутствие критики, безоценочность высказываний ее участников и, особенно, руководителя. Отметка рождает раба, ставит одного человека в зависимость от другого. А там, где рождается рабство, ни о каком равенстве говорить не приходится.
При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце; на сердце больше всего нужно обращать внимание… Иоанн Кронштадский