Муниципальное общеобразовательное учреждение Даурская средняя общеобразовательная школа Язык неистощим в соединении слов А.С. Пушкин Автор: Грунда Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы урок русского языка, 8 класс, УМК В.В. Бабайцевой 5-9 класс Тема :«Основные виды словосочетаний» Урок-закрепление согласования и управления
Ваши цели на урок: Связь определяется по ………………… Согласование Управление Что не является словосочетанием? зависимому слову (Какой? Чей? прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения) ( сущ., мест., падеж, предлог) Подлежащее и сказуемое Актуализация знаний.
Найди лишнее. 1. Теплый прием, контролировать работу, хожу в лес, читаю книгу. 2. Курс на маяк, заплатить за проезд, птицы поют, обсудить выступление. 3. Такого острова, подняться высоко, у деревенской избы, моими мечтами.
Озаглавьте текст. 1. На утиное озеро я шел по пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на пригорки, проходил реденькие сосновые борки, снова выходил в поле. 2. Мягкая и беззвучная дорога ушла в сторону, и я отступил на твердую тропку, суетливо вившуюся вдоль берега реки. 3. До рассвета я оборудую ночлег и приготовлюсь к охоте. (По Ю. Казакову)
Выполните задание Выпишите из предложений все словосочетания со подчинительной связью согласование и управление. Где возможно, подберите синонимичные словосочетания.
Проверь себя На утиное озеро По пыльной дороге Реденькие борки Сосновые борки Мягкая дорога Беззвучная дорога На твердую тропку Вившуюся тропку Спускался в овраги Поднимался на пригорки Проходил борки Выходил в поле Ушла в сторону Отступил на тропку Вившуюся вдоль берега Берега реки Оборудую до рассвета Оборудую ночлег Приготовлюсь к охоте
Проверь себя Утиное озеро – озеро уток Сосновые борки – борки из сосен Беззвучная дорога – дорога без звука Берега реки – речного берега
Рефлексия 1. Достигли ли вы своих целей? 2. Какие задания были полезными для Вас? 3. На каком уровне успеха Вы находитесь? 4. Оцените свою работу в баллах от 1 до 10. Поставьте.
Домашнее задание. § 158 ( для всех) Первый уровень -упр. 53. Второй уровень – упр. 53, Словарные словосочетания не менее 10 – определить тип связи. Третий уровень – сочинение-миниатюра на тему «Облака». Из текста выписать 10 словосочетаний, определить способ связи. Где возможно, заменить синонимичным. Найти словосочетания, которые не относятся ни к согласованию, ни к управлению.
Список используемых источников Литература 1. Русский язык. Практика 8 класс под ред. Пичуговой Ю.С./ Москва, «Дрофа», 2010 г. 2. Русский язык. Теория 5-9 класс. В. В. Бабай-цева / Москва, «Дрофа», 2010 г. 3. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 8 класс. /Москва, «Сфера», 2001 г. Источник иллюстраций 1. Коллекции в компьютере. 2. Две птицы gif 3. Солнышко 4. Открытка 09/ _fairy-tale-copy.jpghttp:// 09/ _fairy-tale-copy.jpg 5. Идея Таранец А.Н. shkola/raznoe/fizminutka-dlya-glazhttp://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/fizminutka-dlya-glaz