СТРИЛЕЦ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Актуальность Физическое развитие ребенка представляет собой сложную систему периодов развития двигательных качеств. При этом на каждом онтогенетическом этапе развития удельный вес тех или иных его качеств зависит от уровня физического развития, внешних социальных, условий, воспитания и обучения. Сопровождающаяся возрастными кризисами смена этапов детского развития может способствовать формированию и проявлению как положительных, так и отрицательных двигательных качеств физического развитая, требующих учета в учебно-тренировочном процессе. Физическое развитие ребенка представляет собой сложную систему периодов развития двигательных качеств. При этом на каждом онтогенетическом этапе развития удельный вес тех или иных его качеств зависит от уровня физического развития, внешних социальных, условий, воспитания и обучения. Сопровождающаяся возрастными кризисами смена этапов детского развития может способствовать формированию и проявлению как положительных, так и отрицательных двигательных качеств физического развитая, требующих учета в учебно-тренировочном процессе. Изучение особенностей развития юных спортсменов приобретает в последнее время особую актуальность. Это вызвано неравномерностью физического развития в детском возрасте, особенно в связи с акселерацией. Большинство авторов рассматривают акселерацию роста и развития современных детей как положительное явление, однако в литературе появляются сообщения о том, что акселерация не оказала такого стимулирующего влияния на физиометрические показатели, на уровень физической работоспособности и на развитие вегетативных систем, как это определяется в отношении морфофункциональных показателей. В раде случаев на фоне явного улучшения показателей физического развития детей, занимающихся спортом, отмечаются выраженные явления нервно-психической неустойчивости и признаки вегетативно-сосудистой дистонии, особенно в период бурно протекающего полового созревания. Изучение особенностей развития юных спортсменов приобретает в последнее время особую актуальность. Это вызвано неравномерностью физического развития в детском возрасте, особенно в связи с акселерацией. Большинство авторов рассматривают акселерацию роста и развития современных детей как положительное явление, однако в литературе появляются сообщения о том, что акселерация не оказала такого стимулирующего влияния на физиометрические показатели, на уровень физической работоспособности и на развитие вегетативных систем, как это определяется в отношении морфофункциональных показателей. В раде случаев на фоне явного улучшения показателей физического развития детей, занимающихся спортом, отмечаются выраженные явления нервно-психической неустойчивости и признаки вегетативно-сосудистой дистонии, особенно в период бурно протекающего полового созревания. Для того, чтобы тренер мог понять, как и почему возникают затруднения в учебно-тренировочном процессе, ему необходимо, прежде всего, знать основные закономерности физического развития ребенка и этапы развития различных двигательных качеств. Важно также, насколько адекватно тренер сможет использовать в работе с юными спортсменами данные, полученные им в ходе системного наблюдения или исследования. Для того, чтобы тренер мог понять, как и почему возникают затруднения в учебно-тренировочном процессе, ему необходимо, прежде всего, знать основные закономерности физического развития ребенка и этапы развития различных двигательных качеств. Важно также, насколько адекватно тренер сможет использовать в работе с юными спортсменами данные, полученные им в ходе системного наблюдения или исследования.
Объект исследования – процесс развития физических качеств у детей младшего школьного возраста Предмет исследования – особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста занимающихся и не занимающихся спортом
Цель исследования – выявить особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста занимающихся и не занимающихся спортом Гипотеза – предполагается, что систематические занятия спортом оказывают положительное и избирательное воздействие на развитие физических качеств
Задачи исследования: 1. На основе научно-методической литературы выявить возрастные особенности и особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста 1. На основе научно-методической литературы выявить возрастные особенности и особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста 2. Выявить влияние занятий спортом на организм школьников и особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста 2. Выявить влияние занятий спортом на организм школьников и особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста
Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста (%) Физические способности Среднегодовой прирост Общий прирост Мальчики ДевочкиМальчики Девочки Скоростные 5,76,017,218,0 Силовые 12,78,73826 Общая выносливость 7,95.531,622,1 Скоростная выносливость 3,43,613,414,4 Силовая выносливость 10,47,411,729,7 Суставы Гибкость активная пассивная Мальчики ДевочкиМальчики Девочки Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных 4,93,2-1,9-0,1 Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах 5,56,2-8,7-9,5 Подвижность различных отделов позвоночного столба: 18,86,6-- тазобедренный сустав при сгибании туловища 8,617,2-- нижнегрудной поясничный отдел 22,9-6,2-- верхнегрудной отдел 17,022,2--
Сенситивные периоды изменения ростовых показателей и развития физических качеств Ростовые показатели и физические качества Возраст, лет Рост++++ Вес++++ Быстрота Сила максимальная++++ Скоростно-силовые качества Выносливость (аэробные возможности)+++++ Скоростная выносливость+++ Анаэробные возможности+++ Гибкость+++++ Координационные возможности++++ Равновесие
Выводы 1. Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные особенности учащихся. Учитывая индивидуальные особенности, наследственные задатки того или иного ребенка, сенситивные периоды развития физических качеств, возможно правильно построить процесс подготовки ребенка, использовать методы и средства развития его двигательных способностей в соответствии с возрастом. У школьников младших классов быстро увеличивается выносливость к статическим усилиям и прирост ее выше, чем у учащихся средних и старших классов. Но дети начальных классов еще не могут поддерживать усилие на высоком уровне, так как они не умеют точно дифференцировать степень мышечного напряжения. Прирост абсолютной силы незначителен, а вот относительная сила мышц увеличивается быстро. Развитие гибкости, как и ловкости, необходимо уделять особое внимание в младшем школьном возрасте, так как это наиболее благоприятное время для развития ловкости и гибкости в школе. 2. Во время занятий спортом (если физическая нагрузка не превышает физиологически допустимую) в организме школьника происходит ряд адаптативных процессов, которые помогают ему приспособиться к условиям регулярной нагрузки. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.