Катастрофа Boeing 737 в Казани тяжёлое авиационное происшествие (авиакатастрофа), произошедшее 17 ноября 2013 года в Международном аэропорту «Казань» с пассажирским самолётом Boeing (б/н VQ-BBN) российской авиакомпании «Татарстан», выполнявшим рейс U «Москва (Домодедово) Казань (МАК)». Пассажирский самолёт Boeing авиакомпании «Татарстан», следовавший рейсом из московского аэропорта Домодедово, примерно в 19 часов 26 минут по московскому времени потерпел крушение при заходе на посадку в Казани. На борту находилось 50 человек (44 пассажира и 6 членов экипажа), все они погибли. По данным Aviation, Safety Network, это вторая катастрофа самолёта данного типа на территории России после катастрофы в Перми в 2008 году, и четвёртая за всё время эксплуатации Boeing в мире.
Разбившийся Boeing 737 борт VQ-BBN за 2 года до катастрофы Самолёт Boeing , бортовой номер VQ- BBN, заводской 24785, серийный 1882, первый полёт совершил 18 июня 1990 года. На момент катастрофы находился в эксплуатации 23 года и 4 месяца. Самолёт принадлежал международной лизинговой компании «AWAS (анг.)» и находился в операционном лизинге у авиакомпании «Татарстан» с 18 декабря 2008 года.
На борту самолёта находились 44 пассажира (в их числе двое несовершеннолетних) и 6 членов экипажа. Все они погибли. В числе погибших оказались глава Управления ФСБ по Республике Татарстан Александр Антонов, сын президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова Ирек Минниханов, жена и падчерица спортивного журналиста ВГТРК Романа Скворцова, шахматистка Гульнара Рашитова.
Сразу после катастрофы аэропорт был закрыт на сутки. Поисково- спасательные, следственные, охранные и медико-психологические работы на месте катастрофы проводили 1,5 тысячи специалистов разных ведомств и 240 единиц техники. 18 ноября было объявлено в Татарстане днём траура, которого придерживались также некоторые федеральные телевизионные СМИ. 19 декабря 2013 года был издан приказ Росавиации, по которому сертификат эксплуатанта ОАО "Авиакомпания «Татарстан» аннулирован с 31 декабря 2013 года.
На месте аварии были обнаружены контейнеры бортовых самописцев, которые имели значительные повреждения. 19 ноября 2013 года МАК заявил, что информация с параметрического самописца была расшифрована. В ходе предварительной расшифровки было установлено, что после захода на посадку самолёт оказался, по сообщению экипажа, в «непосадочном положении» относительно ВПП. Пилоты увеличили тягу двигателей для прекращения снижения и ухода на второй круг. Под действием кабрирующего момента и в отсутствие управляющих действий со стороны экипажа самолёт перешёл в набор высоты с большим углом атаки. Приборная скорость упала со 150 до 125 узлов. После этого экипаж резко отдал штурвал от себя, в результате чего самолёт перешёл в пикирование и врезался в землю со скоростью около 450 км/ч. Все системы и двигатели были исправны и работали в штатном режиме до момента столкновения.
Подготовил ученик 10 класса: Зиновьев Илья