К вопросу о Национальной лекарственной политике в России Попович Лариса, Директор Института экономики здравоохранения Национальный исследовательский Университет Высшая Школа экономики Москва, 2012
2 Высшая школа экономики, Москва, 2011 Три вызова государственной системе лекарственного обеспечения населения фото ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Экономическая Объемы государственного финансирования лекарственного обеспечения Государственная ценовая политика и жесткость регулирования. Категории дотируемого населения и способы компенсации затрат на лекарства Физическая Принципы формирования национального списка ЖНВЛС Государственная политика в отношении фармпроизводителей и дистрибьютеров, планирование закупок Ограничения в доступе к выполнению государственного заказа для аптек РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАТРАТ В отношении препаратов Дженерическая/ терапевтическая замена Ограничительные перечни В отношении пациентов Негативный список Позитивный список Соплатеж пациентов Перевод лекарств в категорию «Отпуск без рецепта» В отношении врачей Ограничение бюджета врача общей практики Принуждение к выписке из «Списка основных препаратов» БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Совершенствование системы регистрации Стандартизация в фармацевтической отрасли Введение формулярной системы Сертификация производства Развитие системы фармаконадзора Внедрение независимой экспертизы назначений лекарственных средств
Расходы на здравоохранение как государственные приоритеты Источник: Демоскоп, В России здравоохранение так и не стало государственным приоритетом финансирования
Финансирование здравоохранения Прогноз финансирования до 2015 года Наименование ВВП , , , ,00 Доля расходов на здравоохранение (согласно Концепции) 3,8%4,0%4,2%4,5% Планируемое финансирование , , , ,00 Недофинансирование 0, , , ,00 Фактическое отношение расходов на здравоохранение к ВВП 3,80%3,69%3,59%3,25% Фактическое финансирование до 2010 года
Сравнение подушевого ВВП и уровня государственного участия в расходах на лекарства (Россия=1) Источник: МЗСР, 2010; Данные ЕРБ ВОЗ, 2010
6 Расходы на здравоохранение в постсоветских странах
7 Высшая школа экономики, Москва, 2011 Среднедушевое потребление ЛС в странах СНГ, гг. *Источник: ЦМИ «Фармэксперт» Статкомитет СНГ $672 $320 $1020 ЯПОНИЯПОЛЬШАСША
Подушевые расходы на здравоохранение и потерянные годы жизни (PYLL) (на , 2009) Potential years of life lost (PYLL) Per capita Health expenditure (total - public &private) y = x -0,465 Source: calculation based on OECD Health Data, 2011 $1036/13277 $7960/4847
9 Высшая школа экономики, Москва, 2011 Страны, имеющие формализованную национальную лекарственную политику фото
Ключевые элементы НЛП и их роль в достижении основных политических целей Элементы НЛП Цели НЛП ДоступностьКачествоРациональность Выбор основных ЛС Х(Х)Х Финансирование ЛС Х Доступность цен на ЛС Х Регулирование и обеспечение качества ХХ Система снабжения ЛС Х(Х) Рациональное использование ЛС Х Организация исследований ХХХ Кадровые ресурсы ХХХ Контроль и оценка выполненной работы ХХХ
Особенности национальной лекарственной политики в странах с разным уровнем дохода Страны с высоким уровнем дохода: Универсальный доступ ко всем важнейшим технологиям и поддержка инноваций через исследования и внедрение новых лекарств и методов лечения Страны со средним уровнем дохода: Доступ к более широкому перечню лекарств, внедрение солидарных механизмов финансирования, развитие фарминдустрии Страны с низким уровнем дохода: Доступ к качественным основным ЛС Источник: Всемирный банк, 2010
Принципы формирования государственной лекарственной политики (по данным Минздрасоцразвития) Источник: Михайлова, 2010
13 Высшая школа экономики, Москва, 2011
14 Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Составляющие НЛП: формирование перечня основных ЛС Перечень ЛС х Объем потребления Объем финансовых ресурсов из государственных и общественных источников Стандарты лечения и профилактики Заболевания и состояния, требующие приоритетного обеспечения ЛС: диабет, сердечно-сосудистые заболевания, профилактические программы, ВИЧ, онкология Прозрачная процедура формирования Перечня Учет экономической эффективности ЛС Доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете государства Меры по сдерживанию расходов на ЛС, использование «дженериков», повышение эффективности поставки ЛС, повышение конкуренции между компаниями Отдельные категории населения Госрегулирование
15 Высшая школа экономики, Москва, 2011
16 Высшая школа экономики, Москва, 2011
17 Высшая школа экономики, Москва, 2011 К 2030 Россия потеряет 11 млн. человек Источник: Директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский. Выступление на XI международной научной конференции ГУ-ВШЭ
Проект Государственной Программы развития здравоохранения в Российской Федерации (стр. 194) «В настоящее время не в полной мере удовлетворяется потребность в финансировании в рамках рецептурного отпуска в амбулаторном секторе. При этом возможным вариантом финансирования лекарственного обеспечения населения может стать введение системы лекарственного страхования, которая предполагает оплату из государственного бюджета определенной части стоимости лекарственных средств, назначенных врачом в рамках проводимого лечения пациента. Однако реализация данного направления напрямую зависит от успешного формирования культуры соблюдения взаимных обязательств, которая включает наличие не только обязательств со стороны государства по обеспечению охраны здоровья и государственных гарантий, но и обязательств граждан заботиться о собственном здоровье, а также возможности солидарной материальной ответственности государства и гражданина».