К вопросу о Национальной лекарственной политике в России Попович Лариса, Директор Института экономики здравоохранения Национальный исследовательский Университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фармрынки стран СНГ в 2010 году Основные аспекты регулирования продвижения препаратов Николай Демидов Генеральный директор «Фармэксперт»
Advertisements

1 Пути повышение доступности медицинской помощи Попович Лариса, Директор Институт экономики здравоохранения Высшая школа экономики Москва, 2012.
Система лекарственного обеспечения как инструмент реализации долгосрочных государственных стратегий Юрий Крестинский Директор.
1 С.В.Шишкин (НИУ ВШЭ) Международная конференция «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» Круглый стол: Здоровье и среда обитания человека Москва,
Медицинские проблемы человека Проблемы льготного лекарственного обеспечения.
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
«ПРОЗРАЧНОСТЬ ЗАКУПА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ»
МеТА проект в Кыргызстане Джанкорозова М. Национальный МеТА секретариат, Бишкек 2009.
Проект План мероприятий по реализации ГЛП на г.г.
Серж Скотто Глава представительства АстраЗенека в России Председатель Совета директоров AIPM Развитие фармакоэкономики в России – роль международных фармацевтических.
Лекарственное страхование: фармакоэкономика как основной элемент снижения затрат на оказание медицинской помощи» Ломакин Алексей Викторович Специалист.
ВОПРОСЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ – ДОРОЖНАЯ КАРТА ПЕРЕМЕН Москва, 6 июня Ассоциация международных фармацевтичеcких производителей (AIPM) Попова Е.Ю.,
1 Пути повышение доступности лекарственной помощи при онкологических заболеваниях Попович Лариса, Директор Институт экономики здравоохранения Высшая школа.
Проект Концепции лекарственного обеспечения системы здравоохранени я (инновационный подход) Координатор проекта Вайнтруб Р.Е. Разработчик Видро В.Л. Эксперты.
К АРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ К АФЕДРА ИСТОРИИ К АЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Выполнила : Шмарович Е.С. Группа.
1 Платные медицинские услуги и проблема государственных гарантий Шейман И.М., профессор ГУ-ВШЭ Москва, ноябрь 2008.
Роль оценки медицинских технологий для совершенствования лекарственного обеспечения населения Игнатьева Виктория Игоревна НИИ клинико-экономической экспертизы.
Детерминанты развития системы здравоохранения Российской Федерации Игорь Каграманян Кандидат экономических наук Заместитель Министра здравоохранения Российской.
Национальная лекарственная доктрина и перспективы развития фармацевтической промышленности в России В.Л.Хайкин, Председатель Комитета ТПП РФ по развитию.
Восемь лет настройки цен – от НДС к ЖНВЛС регулирование цен на ЛС, российский опыт Беспалов Николай руководитель департамента аналитических исследований.
Транксрипт:

К вопросу о Национальной лекарственной политике в России Попович Лариса, Директор Института экономики здравоохранения Национальный исследовательский Университет Высшая Школа экономики Москва, 2012

2 Высшая школа экономики, Москва, 2011 Три вызова государственной системе лекарственного обеспечения населения фото ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Экономическая Объемы государственного финансирования лекарственного обеспечения Государственная ценовая политика и жесткость регулирования. Категории дотируемого населения и способы компенсации затрат на лекарства Физическая Принципы формирования национального списка ЖНВЛС Государственная политика в отношении фармпроизводителей и дистрибьютеров, планирование закупок Ограничения в доступе к выполнению государственного заказа для аптек РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАТРАТ В отношении препаратов Дженерическая/ терапевтическая замена Ограничительные перечни В отношении пациентов Негативный список Позитивный список Соплатеж пациентов Перевод лекарств в категорию «Отпуск без рецепта» В отношении врачей Ограничение бюджета врача общей практики Принуждение к выписке из «Списка основных препаратов» БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Совершенствование системы регистрации Стандартизация в фармацевтической отрасли Введение формулярной системы Сертификация производства Развитие системы фармаконадзора Внедрение независимой экспертизы назначений лекарственных средств

Расходы на здравоохранение как государственные приоритеты Источник: Демоскоп, В России здравоохранение так и не стало государственным приоритетом финансирования

Финансирование здравоохранения Прогноз финансирования до 2015 года Наименование ВВП , , , ,00 Доля расходов на здравоохранение (согласно Концепции) 3,8%4,0%4,2%4,5% Планируемое финансирование , , , ,00 Недофинансирование 0, , , ,00 Фактическое отношение расходов на здравоохранение к ВВП 3,80%3,69%3,59%3,25% Фактическое финансирование до 2010 года

Сравнение подушевого ВВП и уровня государственного участия в расходах на лекарства (Россия=1) Источник: МЗСР, 2010; Данные ЕРБ ВОЗ, 2010

6 Расходы на здравоохранение в постсоветских странах

7 Высшая школа экономики, Москва, 2011 Среднедушевое потребление ЛС в странах СНГ, гг. *Источник: ЦМИ «Фармэксперт» Статкомитет СНГ $672 $320 $1020 ЯПОНИЯПОЛЬШАСША

Подушевые расходы на здравоохранение и потерянные годы жизни (PYLL) (на , 2009) Potential years of life lost (PYLL) Per capita Health expenditure (total - public &private) y = x -0,465 Source: calculation based on OECD Health Data, 2011 $1036/13277 $7960/4847

9 Высшая школа экономики, Москва, 2011 Страны, имеющие формализованную национальную лекарственную политику фото

Ключевые элементы НЛП и их роль в достижении основных политических целей Элементы НЛП Цели НЛП ДоступностьКачествоРациональность Выбор основных ЛС Х(Х)Х Финансирование ЛС Х Доступность цен на ЛС Х Регулирование и обеспечение качества ХХ Система снабжения ЛС Х(Х) Рациональное использование ЛС Х Организация исследований ХХХ Кадровые ресурсы ХХХ Контроль и оценка выполненной работы ХХХ

Особенности национальной лекарственной политики в странах с разным уровнем дохода Страны с высоким уровнем дохода: Универсальный доступ ко всем важнейшим технологиям и поддержка инноваций через исследования и внедрение новых лекарств и методов лечения Страны со средним уровнем дохода: Доступ к более широкому перечню лекарств, внедрение солидарных механизмов финансирования, развитие фарминдустрии Страны с низким уровнем дохода: Доступ к качественным основным ЛС Источник: Всемирный банк, 2010

Принципы формирования государственной лекарственной политики (по данным Минздрасоцразвития) Источник: Михайлова, 2010

13 Высшая школа экономики, Москва, 2011

14 Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Составляющие НЛП: формирование перечня основных ЛС Перечень ЛС х Объем потребления Объем финансовых ресурсов из государственных и общественных источников Стандарты лечения и профилактики Заболевания и состояния, требующие приоритетного обеспечения ЛС: диабет, сердечно-сосудистые заболевания, профилактические программы, ВИЧ, онкология Прозрачная процедура формирования Перечня Учет экономической эффективности ЛС Доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете государства Меры по сдерживанию расходов на ЛС, использование «дженериков», повышение эффективности поставки ЛС, повышение конкуренции между компаниями Отдельные категории населения Госрегулирование

15 Высшая школа экономики, Москва, 2011

16 Высшая школа экономики, Москва, 2011

17 Высшая школа экономики, Москва, 2011 К 2030 Россия потеряет 11 млн. человек Источник: Директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский. Выступление на XI международной научной конференции ГУ-ВШЭ

Проект Государственной Программы развития здравоохранения в Российской Федерации (стр. 194) «В настоящее время не в полной мере удовлетворяется потребность в финансировании в рамках рецептурного отпуска в амбулаторном секторе. При этом возможным вариантом финансирования лекарственного обеспечения населения может стать введение системы лекарственного страхования, которая предполагает оплату из государственного бюджета определенной части стоимости лекарственных средств, назначенных врачом в рамках проводимого лечения пациента. Однако реализация данного направления напрямую зависит от успешного формирования культуры соблюдения взаимных обязательств, которая включает наличие не только обязательств со стороны государства по обеспечению охраны здоровья и государственных гарантий, но и обязательств граждан заботиться о собственном здоровье, а также возможности солидарной материальной ответственности государства и гражданина».