СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА МАССОВОГО И ЭЛИТАРНОГО
Середина XIX в. Туризм Туризм – неотъемлемая часть образа жизни образованных и состоятельных людей. Конец XIX в. промышленная революция Формирование потребности в туризме как рекреационной деятельности у самых широких слоев общества НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ МАССОВОГО ТУРИЗМА
ускоряющийся темп жизни тяжелый физический труд огромные психологические нагрузки сокращение рабочего дня не выполняло своей рекреационной функции полностью алкоголизм и депрессии
начало бурного развития промышленности, науки и техники, которое требовало новых скоростей, новых средств передвижения появление быстрых и достаточно надежных транспортных средств ломка стереотипов жизненного уклада и изменение отношения к путешествиям ухудшающееся физическое и психологическое состояние городского населения, усиливающееся пьянство повышающаяся мобильность населения
Организация совместного отдыха для рабочих Организация зарубежных поездок Организация первого кругосветного путешествия Применял систему скидок Создал дорожные чеки Использовал новейшие средства транспорта
- элитарный туризм (сер. XIX в. до нач. ХХ в.) - место богатых туристов занимает многочисленная буржуазия (начало ХХ в. до сер х гг.) - у народа появляется относительная свобода действий в реализации собственных предпочтений (с первой пол х гг. и продолжается до наших дней )
социально-экономические факторы рекреационно-ресурсный потенциал территории инфраструктурный фактор
Индивидуальные туры Летний отдых на дачах (традиция длительного отдыха для представителей среднего класса) Горный и спортивный туризм Туризм по политическим мотивам
- 1919/20 г. англичане организовывают экскурсии в районы боев во Франции, а позднее – на Лазурный берег, в Испанию и другие районы Европы г. экскурсии достигли севера Африки - тогда же были совершены экскурсии на автобусах из Англии в Ленинград и Москву
прогресс в развитии морского транспорта сделал туризм вполне массовым явлением однако морской транспорт был далеко не безопасным начиная с 1960-х гг., морской транспорт теряет свое значение в регулярных пассажироперевозках и постепенно сводится только к круизам в 1980-е гг. поиск мест, которые ранее массово не посещались
Первые авиаперевозки осуществил «Цеппелин» в 1910 г. (Германия) 1918 г. Почтовый Департамент США вводит регулярные рейсы 1919 г. Лондон – Париж 1929 г. коммерческий маршрут из Англии в Индию гг. – значительные успехи в авиации, прогнозировании, аэродинамике и др.
Бедность Отсутствие оплачиваемых отпусков Отсутствие «привычки к путешествиям» (кроме Великобритании, где сложилась устойчивая традиция отпусков holidays)
организацию поездок брали на себя профсоюзы в первую очередь рассматривался как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами важнейшая проблема – поддержание низкого уровня стоимости туров с 1930 г. количество рабочих туристов-женщин превышало количество мужчин многие рабочие предпочитали экономить
Экономическая депрессия 30-х гг. привела к резкому сокращению финансовых возможностей различных слоев населения для осуществления туристских поездок И как следствие этого явился кризис в системе гостеприимства Помочь ликвидировать кризис в 1935 г. вызвался Г.Дуттвайлер, который создает фирму «Отельплан» (цель: восстановление гостиничного и туристского бизнеса
Страны-лидеры по приему туристов Страны-лидеры по приему туристов: Италия (более 5 млн. человек) Швейцария (2 млн. человек) Бельгия (1,8 млн. человек) Франция (1,5 млн. человек) К началу Второй мировой войны потоки туристов растут и превышают в 2 раза докризисные.
приобретает массовый характер становится формой досуга не только элиты общества, но и среднего класса, молодежи, учащихся. Формируется мощная индустрия отдыха с развитой инфраструктурой. активная деятельность туристских фирм, массовое строительства гостиниц, мотелей, заведений для отдыха и развлечений. Широкое распространение получает международный обмен туризм переходит от индивидуальных форм к организованным г. - в Париже был утвержден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Социальный туризм все меньше ориентировался на рабочее движение
- трансформация массового конвейерного туризма в массовый дифференцированный Конвейерный Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однообразность потребностей и мотивации туристов и обезличенно-конвейерный характер производимых услуг. Дифференцированный Дифференцированный туризм отличают разнообразная парадигма потребностей и мотивации туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен глубокий ассортимент услуг.
интенсивность туризма - важнейший показатель завершения процесса формирования массового туризма интенсивность туризма > 50% => сформировавшийся массовый туризм