Мифологические персонажи Учитель: Долгополова Ирина Валерьевна
Ба́ба-Яга́ персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя
Яри́ла восточнославянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия.Образ Ярилы сходен с образами Костромы,чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне.
Кострома́ сезонный мифологический персонаж, воплощение весны и плодородия в русской культурной традиции.В русских обрядах «проводов Весны» Кострома молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом.
Коляда́ славяно-русский мифологический персонаж, олицетворение новогоднего цикла. В образе ряженого участник народных рождественских обрядов с играми и песнями (колядование, колядки).
Ма́масленица народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.Чучело Масленицы сжигают в последний день.
Купа́ло предполагаемый мифологический персонаж у восточных славян, олицетворение праздника летнего солнцестояния Ивана Купалы.Имя Купала произошло от названия праздника.
Русалка в славянской мифологии и фольклоре человекоподобное существо, преимущественно женского пола, связанное с водоёмами, ржаными полями и лесом, часто утопленница. По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей. В поздней русской литературе образ русалки заменяется образом Морской девы и приобретает в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы.
Ле́ший дух, хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Водяно́й в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала.Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном.
Домово́й у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги.
Кики́мора преимущественно отрицательный персонаж славянской мифологии, один из видов домового.Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные.
Жар-птица - сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного бога солнца и в то же самое время гневного бога грозы. В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добры молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.
Змей Горыныч.В древнерусских мифах и легендарном эпосе крылатый многоголовый змей. Как и европейский дракон, Змей Горыныч изображался огнедышащим чудовищем с 3, 6, 9, а то и с 12 головами. Змей Горыныч связан с огнем и водой, летает по воздуху и имеет многочисленное потомство (змеенышей). Живет Змей Горыныч то на Сорочинских горах, то в глубоких пещерах, уходящих в неизведанные глубины гор, где собраны у него несметные богатства и томятся в неволе похищенные царевны и другой честной люд.
Кощей Бессмертный - в славянском народном эпосе злой волшебник, похожий на скелет, олицетворявший разрушительные силы смерти, холода и тьмы. Кощей Бессмертный играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и Змей Горыныч.
Алёша Попо́вич фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие.
Иван Дурак-мифологический персонаж русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, но опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но в конечном счёте приносящих успех, также образ Емели-дурака; другого «удачника» русских сказок.
Мороз (Морозко) - персонаж славянского сказочного фольклора, навеянный суровой русской зимой. Представляли его по-разному. Иногда Мороз богатырь-кузнец, сковывающий реки и озера «железными» морозами. Иногда это старичок с седой бородой, бегающий по полям и лесам и ударами своего посоха вызывающий «трескучие» (т. е. очень сильные, когда от холода потрескивают в лесу деревья) морозы.
Мифологический персонаж-Илья Муромец. Многие сюжеты, связанные с ним, складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко.
Соловей-разбойник - персонаж русских народных сказаний. Внешний облик его в былине не описан. Известно только, что Соловей-разбойник свил себе гнездо на двенадцати дубах и, сидя в нем, ровно тридцать лет преграждал прямоезжую дорогу к городу Киеву. Человеку по ней было ни пройти, ни проехать, и дикий зверь пробежать не мог. Даже птицы не пролетали мимо этого места. Соловей-разбойник шипел по- змеиному, завывал по- звериному, а уж свистел так сильно и громко, что все сметал своим разбойничьим посвистом, словно напором стремительного вихря.
Спасибо за внимание