ИКТ в работе учителя литературы
Факторы, влияющие на содержание образования и его информационно-дидактический инструментарий Внедрение новых информационных технологий и Интернета изменяют представление о содержании, методах, формах и средствах обучения и дают импульс к выработке новых педагогических технологий. Изменяется роль учителя, причем в обучении с использованием Интернета наставник может быть виртуальным. Мультимедийные средства и технологии обучения усиливают самостоятельность учащихся в приобретении знаний и умений, что меняет характер отношений между учителем и учеником. Эффективность усвоения учебного материала все более зависит от дифференциации обучения и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
Противоречия, мешающие использованию ИКТ +– Школы имеют компьютеры, ЭОР и Интернет-каналы с учебными материалами Учитель применяет их неэффективно, т. к. не умеет или не видит их дидактических возможностей Процесс освоения ИКТ в обучении студентов и в системе ПК вузовских преподавателей идет интенсивно Освоение ИКТ в системе ПК учителей, особенно имеющих солидный педстаж, идет медленно Заинтересованный учитель стремится к получению дидактической и предметной информации Учителя разных предметов не всегда знают, какие электронные ресурсы существуют и как их найти Учителя успешно проходят курсы компьютерной грамотности Учитель не может соединить традиционную методику предмета с элек- тронной образовательной средой Учителя иностранных языков легко овладевают новой терминологией, связанной с ИКТ Учителям, не знающим английского языка, эта терминология непонятна без комментариев но
Дифференциация обучения литературе с применением ИКТ способствует: повышению умственного и литературного развития учащихся на основе выбора видов учебной деятельности по уровню сложности; обучению школьников самостоятельному планированию результатов деятельности; созданию индивидуальных образовательных траекторий, связанных с дифференциацией содержания, методов, организационных форм и средств обучения литературе; оптимальной организации учебной деятельности учащихся с учетом их личностных характеристик (возраста, способностей, интересов, уровня подготовки и др.)
Использование средств ИКТ на уроках литературы разных типов Вступительные и обзорные уроки. Уроки обучения анализу текста. Заключительные (обобщающие) уроки.
ИКТ на вступительных и обзорных уроках Сочетание традиционных видов учебной деятельности с обращением к электронным библиотекам (поиск книг в одной и нескольких библиотеках тексты, записи голосов писателей, кинодокументы и др.), виртуальным музеям и сайтам, посвященным отдельным писателям. Отбор дидактического электронного материала (портреты, музыка, репродукции картин, изображения скульптур и архитектурных сооружений, фото-, видео и кинодокументы и т. п.), отражающего черты творчества писателя или главные характеристики историко- культурной эпохи. Создание на основе средств ИКТ мультимедийных презентаций познавательного характера и методически грамотное их использование на уроке.
ИКТ на уроках анализа текста Поисковая деятельность при работе с электронным текстом: поиск нужных реалий (имен, топонимов, деталей и т. п.) Сопоставление текста с книжной графикой, театральными и киноинтерпретациями (с использованием электронных и Интернет-ресурсов). Применение ИКТ в процессе реконструкции текста: составление различных комментариев (лексических, биографических, историко-культурных и др.) с использованием электронных и сетевых словарей и энциклопедий Составление интерактивных презентаций для анализа литературного текста, включающих гипертекстовые комментарии (к словам, понятиям, скрытым цитатам, выявляющим интертекстуальную природу художественного текста).
Преимущества учебной деятельности с использованием средств ИКТ перед традиционным обучением Экономится время на поиск информации (электронные словари снабжены поисковой системой со строкой поиска). Усвоение добытого самостоятельно знания (перевод внешнего воздействия во внутренний план – интериоризация), повышает уровень понимания материала учениками. Усвоение знаний и развитие умений на основе ИКТ формирует навыки исследовательской работы, как практические (работа с электронными словарями), так и теоретические (поиск информации, ее анализ, отбор, обработка, структурирование и предъявление). Работа со справочной литературой в электронном формате вызывает повышенный интерес школьников.
Дидактические приоритеты на уроках анализа текста с использованием электронной образовательной среды Использование методики поиска по электронному тексту и ее соотнесение с задачами урока и проектированием деятельности каждого ученика. Формирование лингвистической и культурологической эрудиции учащихся в процессе составления комментариев разных видов, что позволяет углубить понимание литературного текста школьниками. Использование компьютерного гипертекста для презентации интертекстуальных связей произведения, что помогает осмыслить внутри предметный контекст, обогащает читательский опыт и культурную память.
ИКТ на заключительных (обобщающих) уроках Повторение и обобщение знаний на новом качественном уровне, в новой учебной ситуации. Применений технологий обучения, максимально реализующих самостоятельность школьников, умение работать в паре, в группе, выполнять индивидуальные задания. Саморефлексия и осмысление собственных учебных результатов (что узнал? чему научился? зачем это нужно?). Умение предъявлять результаты индивидуальной и коллективной проектной деятельности.
Алгоритм работы над проектом до защиты Выбор темы, определение типа проекта, состава участников. Выдвижение и обсуждение проблем в рамках выбранной тематики. Формулировка цели и задач проекта, распределение задач по группам. Выбор методов исследования, способов поиска и обработки информации (в группе). Самостоятельная работа участников проекта над своими задачами. Текущее обсуждение полученных данных, хода работы над проектом. Обсуждение в группе и само рецензирование окончательного варианта проекта. Подготовка проекта к защите. Создание компьютерной презентации. Защита проекта. Подведение итогов, прогнозирование развития полученных результатов.
Содержание Интернет-ресурсов для подготовки учебных проектов текстовая информация (электронные тексты и гипертексты литературных произведений; записи авторского и актерского чтения); зрительная наглядность (портреты, автопортреты и рисунки писателей; фотографии писателей и их окружения; изображения памятников писателям; репродукции произведений изобразительного искусства, книжная графика); аудиоматериалы (песни и романсы на стихи поэта; фрагменты музыкальных произведений на литературные сюжеты); видеоматериалы (видеозаписи фильмов и спектаклей на сюжеты литературных произведений, виртуальные экскурсии по музеям и местам пребывания писателей).
Виды проектной деятельности в литературном образовании с использованием ИКТ Электронный сборник произведений одного автора, нескольких авторов на общую тему, авторов определенной литературной эпохи (поиск и отбор текстов, название сборника, вступительная статья, иллюстрации, звукозаписи голосов писателей, песен на стихи поэтов) Электронный альбом, посвященный произведению или писателю (портреты, цитаты, изображения литературных мест, книжная графика). Заочная электронная экскурсия по литературным местам (текст, фотографии, видео- и звукозаписи). Ученический спектакль по произведению или поэтическая композиция с использованием электронных ресурсов (звуко- и видеозаписей, шумовых эффектов). Проекты с использованием творческих работ учащихся в электронном формате (текстов, рисунков, фотографий, звукозаписей исполнения литературных и музыкальных произведений и т. п.)
Алгоритм подготовки проекта ученического спектакля по изучаемому произведению Создание текста инсценировки (если представлено эпическое произведение) или выбор фрагмента драматического произведения («литераторы»). Распределение ролей и составление «замечаний для господ актеров»: определение возраста героя, его внешности, костюма, мимики, жестов, интонаций: знакомство с Интернет-спектаклями, фотографиями актеров в сценических костюмах («актеры»); Оформление сцены: реквизит, декорации, фото- и видеоматериалы Интернета («художники»); Звуковое сопровождение спектакля (звукозаписи, использование Интернет-коллекции шумовых эффектов («звукорежиссеры»); Разработка мизансцен («развод» «актеров», сценическое движение и др.), которую школьники-«режиссеры» могут сделать с помощью учителя.
При подготовке презентации для защиты учебного проекта необходимо учитывать: содержание литературной темы; объем презентации и ее продолжительность на уроке; дифференцированное распределение учебных задач при коллективной подготовке: слайдов, содержащих лексические и историко- культурные комментарии; слайдов, реализующих интертекстуальные связи изучаемого произведения; слайдов, представляющих произведения изобразительного искусства; целесообразность включения в презентацию звуковых и видеоматериалов и т. п. содержательный и эстетический аспекты предъявления учебного материала.
Алгоритм защиты проекта, представленного в виде мультимедийной презентации Комментарий к названию (теме) проекта. Обоснование отбора содержания: текстового, графического, видео- и аудиоматериалов. Пояснения композиции презентации, логики ее навигации (последовательности) и дизайн-решения с учетом замысла и художественной задачи авторов. Аргументация целесообразности собственных содержательных и дизайн-решений. Предъявление наиболее значимых результатов проектной деятельности.
Условия, повышающие эффективность использования электронной образовательной среды Структура подачи информации учителем и организация ее поиска в Интернете должна соответствовать концепции урока и методической логике познавательного процесса. Необходимо учитывать ограниченный объем знаний учителя и потенциальную содержательную безграничность Интернет-среды, а также одинаковую доступность этих ресурсов и для учителя, и для ученика. Диагностика «точек непонимания» текста конкретными учениками помогает организовать работу с электронными и Интернет-ресурсами дифференцированно. Развитие критического мышления, мотивация содержательной и эстетической рефлексии виртуальной информационной среды способствует развитию информационной культуры, предостерегает от подражания стереотипам массового сознания, культивируемым СМИ.
Позитивные результаты использования средств ИКТ в литературном образовании Формирование информационной компетенции и инфор- мационной культуры старшеклассников (выработка и развитие навыков владения средствами ИКТ с учетом специфики предмета). Развитие умения проявить в инструментальных возмож- ностях компьютера общую культуру, аксиологические и эстетические ориентации, формирующиеся при изучении предметов гуманитарного цикла. Воспитание чувства прекрасного в процессе отбора, использования и создания мультимедийных материалов. Совершенствование умений находить, отбирать и оценивать Интернет-ресурсы, применяемые в процессе изучения литературы, «фильтровать» нежелательную информацию, делая Интернет безопасной, содержательно и эстетически значимой информационной средой.
Контактная информация Беляева Наталья Васильевна, д.п.н., засл. учитель РФ, лаборатория дистанционного обучения ИСМО РАО 8 (916)
Спасибо за внимание