Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Правила работы с проблемами «…но бойся, единственно, только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!» Не верьте ему, гоните его. Он врет. Он не знает, как надо». Александр Галич
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории 1.Позитивное отношение к проблемам. 2. Максимально точные формулировки (что конкретно мы хотим изменить?) БЫЛОСТАЛО УЧЕНИКИ УСТАЮТ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯИЙ УЧЕНИКИ НЕ УСТАЮТ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯИЙ
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Многие проблемы имеют известные решения – надо только четко их сформулировать – и внимательно оглядеться вокруг
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Если известные решения не подходят, возникает противоречие. Для удобства работы с проблемой противоречие формулируют в виде: ЕСЛИ (известное – стандартное – решение) ТО (+) - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НО (-) - ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАЗРЕШИТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ – УСТРАНИТЬ (-), СОХРАНИВ (+) + -
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Разрешая противоречие, следует искать решения, близкие к идеальному МАКСИМАЛЬНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МИНИМАЛЬНАЯ ЗАТРАТНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ, Идеальное решение опирается на ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ, (которые уже имеются в системе)
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Обсуждение копилки предложений : 1)Предложения в ТОПы «Социальный» 2)Предложения в ТОПы «Научно-исследовательский», «Путешествия» 3)Информационный, «Мастерские» 4)Предложения в ТОПы «ТОП-арт», «Физической культуры» Предложения Проблемы
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Материалы к «Декларации прав граждан школы» ГРАЖДАНЕ ШКОЛЫ УЧЕНИКИ СОТРУДНИКИ ШКОЛЫ РОДИТЕЛИ
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Материалы к «Декларации прав граждан школы» РАЗБИВАЕМСЯ НА 4 ГРУППЫ и СОСТАВЛЯЕМ 4 СПИСКА ПОЖЕЛАНИЙ 1. От ИМЕНИ УЧЕНИКОВ 2. От ИМЕНИ СОТРУДНИКОВ ШКОЛЫ 3. От ИМЕНИ РОДИТЕЛЕЙ 4. СПИСОК ВНЕШНИХ ТРЕБОВАНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ Списки вывешиваются для всеобщего обозрения Пожелания учеников: Хочу, чтобы в школе было… Хочу, чтобы другие ученики НЕ… Хочу, чтобы учителя… Хочу, чтобы родители… Список внешних ограничений: Согласно… время пребывания ученика за компьютером не может превышать… Пожелания сотрудников школы: … Пожелания родителей: …
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Материалы к «Декларации прав граждан школы» ! ПОЖЕЛАНИЯ ФОРМУЛИРУЕМ КАК МОЖНО ТОЧНЕЕ, УКАЗЫВАЯ ГРАНИЦЫ И ОБОСНОВАНИЯ Хотим, чтобы ученики не бегали на переменах Хотим, чтобы ученики не бегали на переменах по школе хаотично, т.к. они могут упасть и получить травму или сбить с ног (травмировать) другого человека
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Материалы к «Декларации прав граждан школы» Ищем пожелания, которые можно удовлетворить, введя определенное правило. Если введение правила не приводит к противоречиям с другими пожеланиями, все в порядке. Если приводит – решаем. Ученики: «Хотим иметь возможность подвигаться на уроке» ПРАВИЛО: «УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА 1-3 МИНУТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ ВО ВРЕМЯ КАЖДОГО УРОКА» ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ С ДРУГИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ? НЕТ ПРАВИЛО ВНОСИТСЯ В СПИСОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Материалы к «Декларации прав граждан школы» Сотрудники школы: «Хотим, чтобы дети не бегали по школе» Ученики: «Хотим свободно двигаться на переменах» Если… то (+), но (-) Вводим правила регулирующие это противоречие + -
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Материалы к «Декларации прав граждан школы» ПРОВЕРЯЕМ, НЕТ ЛИ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ Если есть – поступаем аналогично (формулируем и разрешаем) + -