Структура самоописания эмоциональных состояний Д.В. Люсин Институт психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ Институт психологии РАН А.Г. Синкевич Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание. Люсин Д.В. (ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, НИУ-ВШЭ) Кожухова Ю.А. (ИП им. Л.С. Выготского.
Advertisements

Связь эффективности эмоционального зрительного поиска с эмоциональным интеллектом Овсянникова В.В. Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
Когнитивные механизмы влияния эмоциональных состояний на креативность Абисалова Елизавета, Институт психологии, РГГУ.
Д.В. Люсин, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, Институт психологии РАН. В.В. Овсянникова, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ. Измерение способности к распознаванию.
Инструкция: Расскажите о своем настроении. Оцените по 4-балльной шкале, в какой степени каждое слово выражает ваше настроение в данный момент: 1 – совсем.
Существует ли универсальная способность распознавания эмоциональной окраски стимулов разного типа? Пермогорский М.С. аспирант, Лаборатория когнитивных.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
Кросс-культурное исследование эмоционального интеллекта (на примере российской и азербайджанской выборок) Панкратова Алина Александровна МГУ им. М.В. Ломоносова,
Дифференцированное измерение эмоциональности текстов с помощью алгоритма PMI-IR Андрей Четвериков.
Липатова А.С. Факультет психологии НИУ ВШЭ. Данная методика разрабатывалась в рамках исследования, целью которого было описание процесса выбора референтных.
Психосемантические методы исследования. 1. Условия использования ПС методов 2. Метод семантического дифференциала.
Общепсихологический практикум Занятие 4 Исследование мотивационных диспозиций личности.
Доверие и гражданская идентичность как предикторы негативных установок по отношению к иммигрантам Григорян Лусине Международная лаборатория социокультурных.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе по Фреду Фидлеру и адаптированная Ю. Ханиным Приготовил Кочин Лев Александрович, на примере анализа.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
Изучение физиологических механизмов эмоций, оцениваемых на разных уровнях субъективного отражения и новые основания для их классификации. Горбунов И.А.
Связи эмоционального интеллекта с общим интеллектом Д.В. Люсин Институт психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ Институт психологии РАН.
Склонность выделять эмоциональный компонент в информации и ее связь с эмоциональным интеллектом Т. А. Сысоева, РГГУ.
Курс «Современные методы социологических исследований», 2014 © Пузанова Ж.В. Семантический дифференциал.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Транксрипт:

Структура самоописания эмоциональных состояний Д.В. Люсин Институт психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ Институт психологии РАН А.Г. Синкевич Институт психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ

Основная проблема Выявление структуры эмоциональных состояний Многомерный подход к описанию эмоций: сколько измерений? что это за измерения?

Возможные методы Классическая интроспекция Оценка значений слов, обозначающих эмоции Оценка выражений лиц Оценка речевой экспрессии Самоотчёт, т.е. оценка собственного эмоционального состояния

Основные модели структуры эмоциональных состояний: проблема количества измерений Трёхмерные Wundt, 1896 удовольствие – неудовольствие возбуждение – успокоение напряжение – разрядка Schimmack & Grob, 2000 удовольствие – неудовольствие бодрость – утомление напряжение – расслабление Двухмерные Russell, 1980 Watson & Tellegen, 1985 Валентность Активация vs

Основные модели структуры эмоциональных состояний: проблема биполярности валентности James Russell David Watson, Auke Tellegen vs

Возможные причины противоречий 1. Степень разнообразия исходного материала 2. Особенности естественных языков

Наше исследование Цель: выяснить, какие измерения лежат в основе самоописаний эмоциональных состояний на русском языке. Метод: самоописание собственного состояния с помощью списка слов, выражающих эмоциональные состояния. Список слов должен быть максимально разнообразен

Составление списка Выбор слов Предварительный список 330 слов Список для экспертной оценки 209 слов Список был предложен экспертам (14 человек, лингвисты и психологи) Инструкция для экспертной оценки: Пожалуйста, оцените в какой степени ниже приведенные слова подходят для описания эмоциональных состояний по пятибалльной шкале, где 1 - совершенно не подходит 5 – полностью подходит

Принципы исключения слов по результатам экспертной оценки Средние оценки ниже 2,9 Межквартильный размах выше 2,5 Крайние степени эмоциональных состояний Низкочастотные или малопонятные слова Двусмысленные слова Близкие синонимы На основе результатов оценок экспертов было отобрано 56 слов

Бланк методики

Характеристики выборки N= 160 Из них 59% женского пола (N = 95) Возраст от 17 до 62 лет (M = 28, SD = 10) Из них 44% человек студенты (N = 70) Респонденты заполняли бланк в условно- нейтральном состоянии

Результаты факторного анализа Метод главных компонент, косоугольное вращение КМО = 0,828 Тест сферичности Бартлетта р < 0,001

Выявленная структура Фактор 1Фактор 2Фактор 3 опустошенность0,805 подавленность 0,783 грусть 0,777 огорчение0,743 досада0,637 неудовольствие 0,635 сожаление0,563 тоска0,529 радость 0,796 воодушевление 0,784 торжество 0,741 удовольствие 0,732 восхищение 0,708 веселье 0,699 нежность 0,697 предвкушение0,673 интерес0,629 волнение -0,80 напряжение -0,73 беспокойство-0,69 тревога-0,66 возбуждение -0,63 спокойствие 0,57 нетерпение-0,52 20%16%8%

Выводы и новые вопросы 1. Получена трёхмерная структура самоописания эмоциональных состояний (похожая на модели Wundt; Schimmack & Grob) 2. Положительные и отрицательные эмоции оказались независимыми, при этом валентность «слиплась» с активацией (похоже на модель Watson & Tellegen) 3. Сохраняется ли инвариантность полученной структуры, если испытуемые находятся в состояниях с выраженной эмоциональнйо окраской? 4. Соответствует ли структура самоописаний эмоциональных состояний структуре описания (оценки) чужих эмоций?

Спасибо за внимание ! Спасибо за внимание !