Учитель : Светлана Тимофеевна ЛАПШИНА
Люди искусства, музыканты и художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада - умные, ранимые, тонко чувствующие. Поэтому они в конфликте со всем миром, они непонятны окружающим, они презираемы и бедны, но правда на их стороне …
«… когда я стал задумываться о моём будущем … мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я стану человеком известным … и что я сделаю даже что - то для общего добра … но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить так же службу государственную, я бросил всё …»
« Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе ».
« В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков ». Найдите портрет героя « Старая шинель и нещегольское платье показывали в нём того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости ».
Что купил Чартков ? «… Портрет в больших великолепных рамах … Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым ; черты лица его, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм … Необыкновеннее всего были глаза … Они просто глядели, глядели даже из самого портрета …»
« Усталый и весь в поту дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. Он … скинул шинель, поставил рассеянно принесённый портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд мелких гвоздиков, когда - то прикреплявших её, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе …» Какие слова своего профессора вспомнил Чартков в это мгновение ?
?
« Виват, Андрей Петрович !.. Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам на обеды и даже на гулянья, щегольски одеваться и даже утверждать гласно, что художник должен принадлежать обществу, что нужно поддержать его званье, что художники одеваются, как сапожники, не умеют прилично вести себя …» Какие события предшествовали этому ?
Что погубило Чарткова ? Каковы ужасные последствия его гибели как художника ?
« Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы я был совершенно как живой ?»
«… вошёл к нему ужасный ростовщик. -Ты художник ? Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет ; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить …» Подумайте, можно ли назвать повесть « ПОРТРЕТ » фантастической ? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя ?
Кто из героев, по - вашему, становится выразителем взглядов Н. В. Гоголя на искусство ? Как писатель - романтик решает вопрос о назначении искусства ?
Оскар Уайльд « Портрет Дориана Грея »
История морального падения аристократа Дориана Грея. Презирающий мораль « эстет » и умник лорд Генри становится духовным учителем Дориана. Под его влиянием юноша превращается в совершенно безнравственного человека. Провозгласив смыслом жизни удовольствие, герой романа утрачивает представления о добре и зле.
У Дориана грея есть двойник – это обладающий фантастическими свойствами его собственный портрет, написанный когда - то его другом художником Холлуордом. Портрет отражает безнравственное поведение оригинала, а юноша внешне не меняется.
В погоне за земными благами и удовольствиями Дориан не останавливается перед преступлением, когда таинственной загадке его вечной юности угрожает разоблачение. Со временем живописное лицо Дориана превращается в страшную маску жестокости и порока.
Желая уничтожить своё отвратительное изображение, герой вонзает в него нож – и убивает самого себя
Афоризмы Оскара Уайльда Художник – тот, кто создаёт прекрасное. Мысль и Слово для художника – средства Искусства. Порок и Добродетель – материал для его творчества. Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры – значит, в нём есть нечто новое, сложное и значительное. Всякое искусство совершенно бесполезно