Выполнила : студентка Адутова А. Р. Группы 3 ТБб оп Проверил : преподаватель Клинов А. В.
Развитие техники и интенсивная урбанизация обусловили значительное загрязнение окружающей среды. Среди экологических проблем первое место занимают антропогенные факторы, т. е. деятельность человека.
Производство и применение продуктов на нефтяной и синтетической основе в ряде случаев приводит к возникновению ксенобиотиков – веществ, полностью чуждых биосфере, зачастую обладающих высокой токсичностью, практически не участвующих в обменных процессах и вследствие этого накапливающихся в живых организмах и распространяющихся по Земле.
Ежегодно во всем мире в биосферу попадает около 6 млн. т нефтепродуктов, из них более половины приходится на отработанные смазочные материалы ( далее ОСМ ). Мировое производство смазочных материалов всех видов составляет около 50 млн. т / год. Лишь незначительная часть попадающих в окружающую среду продуктов удаляется или обезвреживается в результате естественных природных процессов : окисления, фотохимических реакций, биоразложения.
Среди многочисленных свойств, на которых базируется оценка качества смазочных материалов, важной и самостоятельной группой являются экологические свойства. 1. Товарные продукты : Нефтяные масла и смазочно - охлаждающие технологические средства ( далее СОТС ). Присадки. Природные жиры. 2. Отработанные продукты.
Влияние всех смазочных материалов на окружающую среду, в том числе на человека, определяется в первую очередь их химическим составом. Масла, как правило, представляют собой основу, в состав которой вводятся присадки различного функционального назначения. Наибольшее распространение в качестве основ получили нефтяные масла. Степень токсичности компонентов нефти, а следовательно, и получающихся из нее масел различна и определяется их структурой.
Наиболее сильными канцерогенными веществами в нефтяных маслах являются : арены ( ПДК 0, мг / м 3); олефины (1-10 мг / м 3); соединения серы (0,8- 50 мг / м 3), азота (0,01- 2 мг / м 3) и кислорода (0,1-50 мг / м 3). Для сравнения : ПДК смазочных масел мг / м 3.
Экологическая оценка товарных смазочных материалов весьма сложна, поскольку степень их токсичности зависит как от технологической схемы производства, так и от типа и концентрации присадок, многие из которых могут обладать неблагоприятными экологическими свойствами. В масла в зависимости от функционального назначения вводят присадки, улучшающие противоокислительные, противоизносные, антикоррозионные и другие свойства. Их количество и состав в значительной степени зависят от назначения масла.
Экологической альтернативой нефтяным и синтетическим маслам могут служить масла ( жиры ) растительного и животного происхождения, обладающие высокой ( до 100%) биоразлагаемостью, нетоксичные и являющиеся отличными смазочными материалами. Важные аргументы в пользу применения растительных и животных масел - ограниченность ресурсов и возрастающий дефицит нефти, а также их ежегодная возобновляемость.
Важнейшим экологическим свойством жиров как смазочных материалов является их практически полная биоразлагаемость. За рубежом это одно из основных требований как к базовым маслам, так и к присадкам. Однако практическое применение синтетики сложных эфиров со степенью биоразлагаемости до 90-95% ограничено их высокой стоимостью. Однако практически полная ( до 100%) растворимость их в воде создает потенциальную опасность загрязнения вод и осложняет очистку.
Таким образом, современные требования к экологической безопасности смазочных материалов включают : снижение канцерогенности нефтяных масел ; отсутствие токсичных компонентов ( органических соединений хлора, нитритов и др.) в нефтяных и синтетических продуктах ; отсутствие опасности для водоёмов ( за рубежом для этой цели проводят испытания на острую токсичность по отношению к рачкам, рыбам и высшим растениям ); потенциальную биоразлагаемость присадок и минимальную степень биоразлагаемости базовых компонентов примерно 70%.
При оценке экологических свойств отработанных смазочных материалов ( ОСМ ) важно точно установить смысл этого термина, поскольку переработка и рациональное использование ОСМ зависят главным образом от их состава и качества. Наличие в ОМ мазута, пластичных смазок, СОТС, парафинов, синтетических масел, хлорсодержащих соединений делает невозможной их переработку по существующим в нашей стране технологиям как с технической, так и экологической точки зрения.
Токсичные вещества могут возникать при окислении, нитровании и термическом разложении смазочных материалов, появляться в отработанных продуктах до и после их переработки в результате совместного сбора, транспортирования и хранения. При этом возникают три самостоятельные экологические и медицинские проблемы : 1. Возникновение дерматитов и аллергических заболеваний. 2. Высокая канцерогенность некоторых смазочных материалов. 3. Высокая канцерогенность некоторых смазочных материалов ( в первую очередь хлора ).
– вторичная переработка смесей с незначительными примесями синтетических масел и СОТС, с получением базовых компонентов ; – регенерация ОМ раздельно по маркам с получением продуктов соответствующего назначения. В этом случае обеспечивается удаление продуктов старения и загрязнений без разрушения и отделения присадок, недостающее количество которых вводят на заключительной стадии приготовления товарных масел ; – переработка смесей ОМ или очистка отдельных продуктов с целью получения котельного, печного топлива.
Малоотходные технологии : 1. комплексная переработка сырья ; 2. разработка принципиально новых процессов и схем получения известных видов продукции ; 3. проектирование бессточных и замкнутых систем водопотребления ; 4. рекуперация промышленных отходов ; 5. разработка и создание территориально - промышленных комплексов с замкнутой структурой материальных потоков сырья и отходов.