Тема Родины в творчестве А.А. Блока Выполнила ученица 11 «А» класса Бородина Алина
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…» А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов ХIХ столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником этой веры была Россия.
Обращение поэта к теме Родины, осмысление ее исторического пути и грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. Блок создал лирический образ многоликой России: В июле 1905 года было написано стихотворение «Осенняя воля» в котором Россия показана как могучая и свободная стихия:
Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.
В стихотворении «Россия» (1908) вновь звучит мотив вольности и бунта (красота России «разбойная краса», «звенит тоской острожной глухая песня ямщика»). В «Руси» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной и колдовской землей:
Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю и за дремотой тайна, И в тайне ты почиешь, Русь.
Блок, поэтизируя старину, воспевал «дремучую», «колдовскую» Русь. Но за этим прекрасным и таинственным обликом видны картины реальной убогой жизни («утлое жилье», «вихрь, свистящий в голых прутьях»).
В дальнейшем поэт стал все яснее ощущать, что его путь должен сливаться с историческим путем Родины. Он предчувствовал, что в стране назревают революционные события. Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл «На поле Куликовом». Поэт предрек России «высокие и мятежные дни». Здесь видна тема неуспокоенности и движения:
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...
Россия запечатлена в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение, преодоление трудностей. Образ России, устремленной «в даль веков», по внутреннему смыслу близок «птице-тройке» Гоголя. Важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив «долгого пути», лежащего перед Родиной:
О Русь моя! Жена моя! до боли Нам ясен долгий путь!
Поэт отождествляет свои личные переживания с трагической судьбой России, воспринимая Родину как часть себя :
Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь сердце, плачь…
Блок создал свой самобытно - неповторимый лирический образ Родины не матери, каким он был у поэтов прошлых столетий, а подруги, возлюбленной, «светлой жены». Россия для поэта это самое святое :
Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.
Характер чувства к России, восприятие ее изменялись, но любовь к ней Блок пронес через все свое творчество. Эта любовь помогала ему выжить в тяжелые и переломные моменты, в моменты душевного неустройства (когда была сожжена библиотека в Шахматове).
Россия Блока надежда и утешение. для поэта любовь к Родине чувство глубоко личное. В октябре 1908 года Блок написал потрясающие строки:
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!
Она никогда не пропадет, не сгинет, с нею и «невозможное возможно». «Россия буря», говорил Блок. Через все его стихи о Родине прошел ряд образов и метафор, представляющих безостановочное движение: ветер, вьюга, снежная метель. В поэме «Двенадцать» Блок запечатлел в метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной Родины. Поэт принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар». Но в его стихотворениях звучит тревога:
Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?
Зловещая птица символ несчастья... В «Скифах» Блок, обращаясь к исторической судьбе Родины, призывает покончить с войнами. Блоковская Россия это и необъятные русские дали, и бесконечные дороги, и кровавые закаты, и бешеные тройки, и буйные вьюги, и пожар войны... Однажды Блок, выступая перед публикой, в ответ на просьбу прочесть «о России» сказал: «Это все о России». А в письме к Станиславскому поэт писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает жизнь. По словам М. Горького, истинный поэт эхо мира, а не только нянька своей души. Эти слова с полным правом можно отнести к Блоку.
А.А. Блок и М.А. Врубель. «Национальная стихия»
И Врубеля, и Блока волнует проблема «родина – художник – человек». И художника, и поэта отличает особый психологический подход к национальной теме, лирически окрашенное чувство, влюбленность в национальную стихию. В одном из писем к сестре (1891) Врубель писал: «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека…».
Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова», «Богатырь», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др.), написаны под «добрым влиянием» Н.А.Корсакова. Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно- символический образ, прекрасный и загадочный, которую особенно любил А.Блок.
Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». А.Блок, подобно Врубелю, вслушиваясь в «музыку цельного человека», смог услышать ее в национальной стихии. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, – писал Блок Д.С.Мережковскому, – тем реальнее и охотней представляешь ее себе, как живой организм. Родина – это огромное, родное, дышащее существо».