Адаптации первоклассников. « Первые дни в школе». Подготовили: Мустафина Л.В. Петрова Т.Ф. Лосева И.В уч.год.
Введение:Первое сентября будущие первоклассники с радостью волнением идут первый раз, потому, что этот раз для них действительно первый. Любая работа, любое серьезное дело требует времени на то, что бы в него втянуться, войти в курс дела, привыкнуть, Школа - не исключение.О необходимости периода адаптации для первоклассников много говорят и пишут. Известно,что процесс адаптации в школе идет по двум направлениям:
Направления: Первое направление: Психологическая адаптация, или привыкание. Этот процесс происходит не равномерно, его сроки могут существенно различаться у разных детей, и работа в этом направлении может продолжаться даже в течение первого учебного года. Второе направление: Освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Можно сравнить школу с производством: и ученику, и рабочему в начале трудовой деятельности необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Д ля школьника это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с воспитателем- учителем и д.р.
ЦЕЛЬ: - психологическая адаптация детей; - знакомство с основными школьными правилами; - привитие навыков индивидуальной, парной или коллективной работы; - обучение элементарными приемам обратной связи; - развитие внимания, памяти, мышления, воображения и т.п.; - организация классного коллектива.
Методы ознакомления: Весь учебный материал детям дается в виде диалогов, игр, сюжетных уроков, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.
Тематический план: Тема: Цели: 1. Знакомство детей с воспитателем,учителем и между собой. -познакомиться между классным коллективом. -вводиться правило «Хочешь говорить –подними руку». -развивать речь, наблюдательность. -учить детей задавать вопросы по теме « Знакомство». 2. Формы устного ответа. -ввести правило «Готов к уроку», « Урок окончен». -учить хоровому ответу и ответу цепочкой. -развивать внимание и согласованность действий учащихся. 3. Умение выражать свои эмоции. -подвести итоги первого учебного дня. Ввести правила «Писать закончил». « Работа выполнена». -учить выражать настроение через цвет. -развивать речь, внимание,память, воображение, сенсорное восприятие. -развивать мелкое движение рук. 4. Парная форма работы. -ввести правило « Мы готовы». -обучать работать в паре. -развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласованность действий. -расширять кругозор. -развивать мелкое движение рук. 5. Школьные правила вежливости. -познакомить со школьными правилами вежливости. -развивать речь, память, координацию движения. -расширять кругозор. -развивать мелкое движение руки. 6. Экскурсия по школе. -познакомить со школой. -использовать на практике правило вежливости. -развивать мелкое движение рук.
7. Обратная связь на уроке. -повторить правила дорожного поведения. -научить пользоваться» светофором» для выражения своего согласия или несогласия. -развивать речь, внимание. -развивать мелкие движения руки, координацию движений. 8. Противоречие « Люблю-не люблю». -обсудить,что любят и не любят дети. -познакомить с понятием « противоречие». -прививать терпимость к чужому мнению. -развивать речь, внимание, память. 9. Умение выражать свои мысли. -учить четко и правильно выражать свои мысли. -развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласованность действий. -развивать мелкое движение руки. 10. Выход из спорных ситуаций. -познакомить с различными способами решения спорных ситуаций. -развивать речь, память, координацию движений. Развивать мелкие движения руки. 11. Понятие содержательной оценки. Школьные принадлежности. -учить детей оценивать работу. -обобщать знания о школьных принадлежностях. - развивать речь, внимание,память, воображение. -развивать мелкое движение руки. -подвести итоги первой недели обучения. 12. Посвящеие в ученики. -закрепление пройденного материала.
Литература: 1. Анискевич С.С Кем вырастут дети? - Минск: Нар. асвета,. 2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте,дети! – М.: Посвящение,. 3. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. 1 часть- М.: Авангард,. 4. Васильев-Гангнус Л.П. Азбука вежливости- М.: Педагогика,. 5. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика._М.,. 6. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н, Введение в школьную жизнь.-М.: Новая школа. 7. Шмаков С.А., Безберодова Н.Я. От игры к самовоспитанию.- М.: Новая школа.