Справедливость Урок 12. Составитель: Пичугина Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ» Основы светской этики
Цель: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека. Задачи урока: познакомить с понятием справедливости; развивать умения анализировать поступки; формировать умение совместно работать в группе. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека. Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). А что значит быть справедливым?
Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, Хлеб-соль кушай, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет.
Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер) Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия. Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. по совести, по правоте. Толковый словарь Даля В.И.
Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, Хлеб-соль кушай, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет.
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон ( до н.э.) римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель ( до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Аристотель:
Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Демокрит: Демокри́т Абдерский ( ок. 460 до н. э. ок. 370 до н. э.) древнегреческий философ 460 до н. э.370 до н. э.
Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет. Хлеб-соль кушай,
Вывод. Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
Заключение. Р. Киплинг, английский писатель Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!