Что такое оценка? XII. Оценка социальных программ Программа The Youth Life Chances (Великобритания, 1998) Серия презентаций ИОПП Москва, 2008 г.
Программа «The Youth Life Chances» Организаторы программы: oОрганы местного самоуправления oTraining and Enterprise Council (TEC) oCareers Service company Цель программы: oПомочь ущемленным в правах и возможностях молодым людям «максимизировать их участие в экономическом процветании и социальном благополучии»
Мероприятия программы «The Youth Life Chances» Целевая аудитория – молодые люди лет, которые: o«имели проблемы с законом» oявляются инвалидами oотносятся к национальным меньшинствам Три основных проекта (схемы): oРазвитие у молодежи из неблагополучных семей трудовых навыков и помощь в трудоустройстве (обучении) oПомощь неимущим, инвалидам и другим людям, испытывающим ментальные проблемы, которые бросили очное обучение oОрганизация и проведение 10-дневных групповых стажировок (адаптация к рабочей атмосфере)
Оценка «The Youth Life Chances» Оценка проводилась в течении восьми месяцев в гг. исследователями Университета Варвика (University of Warwick) Цель оценки: Разработка оценочной стратегии, которую могли бы в дальнейшем использовать местные органы власти при проведении собственной оценки
Задачи проведения оценки Оценить степень достижения индивидуальными программами поставленных перед ними целей, и их адекватность Изучить: oМнения всех участников программы и отношения между ними oОрганизацию программы и ее мероприятий oСложностей, с которыми столкнулись молодые люди Разработать альтернативный или дополнительный набор показателей эффективности процесса Оценить влияние проектов программы на местный рынок труда и экономику в целом
Метод оценки программы Ситуационный подход к проведению оценки (Case study approach) Групповые и индивидуальные семинары и интервью (фокус группы) с: oРуководителями программы и проектов oШтатными сотрудниками отдельных проектов oМолодыми людьми – участниками проектов Сбор в процессе адекватной статистической и содержательной информации
Результаты оценки (1) Перед менеджерами встает проблема противоречивости поставленных целей 80% работы сотрудников занимает подготовка и 20% реальная помощь участникам проектов Проблемы связанные с «уверенностью в завтрашнем дне»: oОтсутствие стабильного долгосрочного финансирования oНизкая самооценка, «хаотический образ жизни» молодых людей oВысокая текучесть кадров сотрудников проектов oНедоверие работодателей к молодым людям с «темных прошлым»
Результаты оценки (2) Дополнительные индикаторы изменения состояния участников проектов в ходе реализации программы: oВозвращение в проект после первого визита oКонсультирование с сотрудниками oПринятие совета и соответствующее поведение oСамостоятельность принятия решений oПовышение самооценки oСамостоятельное исполнение повседневных обязанностей oУчастие в добровольных работах oСоциализация молодых людей
Результаты оценки (3) Для проведение самостоятельной оценки органами МСУ предлагается использовать личные дела участников проекта по схеме: oКраткое описание жизни участника и его проблем oОтношение к проекту и взаимодействие с сотрудниками oУчастие в проекте oИзменение материального положения участника oЛичностный рост в ходе участия в проекте oВлияние внешней среды oПричины ухода из проекта oПоследующая деятельность бывшего участника
Выводы Целостный подход позволяет лучше переоценить существующие показатели эффективности программы Изучение опыта участников проекта позволяет выявлять внешние причины успеха или неуспеха программы Привлечение качественных методов позволяет выявлять причины, по которым люди выходят из программы и возвращаются обратно Привлечение всех сторон к оценке создает возможность разработки новых механизмов организации процесса руководителями и сотрудниками программы
Контактная информация Адрес в России: , г. Москва, ул. Смольная, 10 Телефон: 7 (499) Веб-сайт: (русская версия) (English version) Европейское бюро (Париж) – Мария Смирнова